Смекни!
smekni.com

Физика и физиология 4 (стр. 48 из 58)

В целях обучения подводному плаванию в нестандартных услови­ях организуются специальные курсы и семинары, поскольку такие погружения требуют специфических знаний, навыков и практики. Категорически не рекомендуется погружаться в особых условиях без соответствующей подготовки. Недооценивая опасности, подсте­регающие под водой, и переоценивая собственные силы, человек не­минуемо попадает в экстремальную ситуацию. Здесь мы кратко оха­рактеризуем различные типы погружений в нестандартных услови­ях с повышенным риском.

Ночные погружения

Погружения в ночное время всегда интересны и захватывающи, особенно на коралловых рифах. Ночная подводная жизнь произво­дит неизгладимое впечатление на любого человека.

Вместе с тем ночные погружения значительно сложнее дневных из-за ограниченной видимости. Подводник уже не видит донного ландшафта, не замечает потенциально опасных участков или объек­тов, что особенно неприятно при погружении в незнакомом месте. Поэтому рекомендуют изучить все местные условия днем, прежде чем планировать ночное погружение. Человек особенно легко теря­ет ориентацию ночью, поскольку градиент освещенности с глубиной отсутствует. Иногда, чтобы понять, где поверхность, а где дно, прихо­дится подсвечивать фонарем собственные пузыри и следить за их траекторией. И тогда такой пустяк, как севшие батарейки, может со­здать аварийную ситуацию, поскольку в полной темноте за всплыти­ем или падением в глубину можно следить лишь по закладыванию ушей. Все ощущения притупляются от холода и азотного влияния, так что у подводника, оказавшегося в полной темноте, как говорится, "едет крыша".

Численность группы должна быть минимальной, поскольку заме­тить своих партнеров, если те выплывут из освещенной зоны, можно лишь по свету фонарей; общаться же при помощи сигналов и контро­лировать состояние каждого участника становится очень трудно. Об­ращение с фонарем требует особого умения. Надо стараться не све­тить в глаза партнеру, а направлять луч света в сторону, вверх или вниз. Если вы хотите обратить внимание своих коллег на что-то ин­тересное, можете сделать знак "не все в порядке", перемещая фо­нарь вверх—вниз.

Потеряв из виду фонари партнеров, следует покрутиться с фона­рем на месте; никого не обнаружив и не получив ответа, нужно на­дуть жилет и начинать всплытие, продолжая поиск партнеров.

У места выхода из воды должен находиться световой ориентир: на лодке это может быть маяк или фонарь сверху и привязанный фо­нарь для ориентации под водой; на берегу зажигают фонарь, маяк, фары машины или разводят костер и т.д.

Лунные ночи более благоприятны для погружений, нежели обла­чные и темные. Кроме того, полнолуние загадочным образом воздей­ствует на животных, и в эти дни можно стать свидетелем удивитель­ных сцен из жизни морских обитателей. В тропических морях преж­де всего поражает обилие живого света под водой: искрится микро­планктон, светятся рачки, медузы, кальмары, рыбы; фосфоресциру­ют кораллы и морские лилии...

Погружения в горных озерах

Многие интересные озера расположены в горах. Атмосферное давление здесь падает, тогда как гидростатическое остается преж­ним. Всплывая на поверхность так же, как в море, мы рискуем зара­ботать ДБ. Эффект высоты можно сравнить с перелетом в самолете сразу после погружения. Планируя погружение и рассчитывая ре­жим всплытия, необходимо это учитывать и соответствующим обра­зом корректировать показания декомпрессионных таблиц. С каж­дым километром высоты над уровнем моря давление падает на 0,1 атм. Таким образом, если наше озеро находится на высоте 2000 м над уровнем моря, атмосферное давление составит 0,8 атм.

Для безопасного подводного плавания в горных озерах необходи­мо умение определять эквивалентные глубины в море и рассчиты­вать время декомпрессии по обычным таблицам, поскольку специ­альные высокогорные таблицы изданы малыми тиражами, и их не­легко достать. Эквивалентная глубина рассчитывается как произведение реальной глубины на атмосферное давление, деленное на ве­личину давления на поверхности озера. Например, глубина 40 м в озере, расположенном в горах на высоте 2000 м, соответствует 40 м х 1 атм./0,8 атм. = 50 м. Иными словами, погружение на глубину 40 м в модельном озере аналогично погружению на 50 м в море.

Чтобы определить глубину декомпрессионной остановки, указан­ной в таблице, нужно произведение табличной глубины и атмосфер­ного давления над озером разделить на нормальное атмосферное да­вление над уровнем моря. Например, когда по таблице требуется остановка на 6 м, мы должны зависнуть на глубине:

6 м х 0,8 атм./1 атм. = 4,8 м. Изменяется также и скорость всплытия в озере: 12 м/мин х 0,8 атм./1 атм. = 9,6 м/мин.

Поскольку мембранные глубиномеры рассчитаны на исходное да­вление в 1 атм., их стрелка покидает нулевую отметку при прохожде­нии точки с этим давлением, в нашем примере при опускании на глу­бину 2 м. Контролируя глубину погружения, следует всегда об этом помнить, прибавляя к показаниям прибора 2 м. Электронные глуби­номеры всегда показывают реальную глубину, так как работают под воздействием гидростатического давления. Только капиллярный глу­биномер покажет нам глубину, подходящую для наших расчетов ре­жима всплытия

Организм человека приспособлен к жизнедеятельности при атмо­сферном давлении, поэтому не следует торопиться под воду по при­бытии на озеро. Если позволяет время, лучше пожертвовать один день на акклиматизацию.

Погружения в пещерах

Погружения в замкнутом пространстве значительно труднее и опаснее, чем плавание в открытом море. "Пещерное" подводное пла­вание — особый вид спорта, требующий специальной подготовки и прохождения спецкурса, после которого выдают удостоверение под­водного спелеолога. Вызвано это специфическими условиями пе­щер, требующими не только определенных навыков и умений, но и специального снаряжения.

Один из характерных аспектов пещерных погружений — исполь­зование ходовых концов, иначе называемых "линиями жизни". Пос­ледние прокладываются по пути следования подводника от входа в пещеру и служат единственной ниточкой, связующей с внешним ми­ром. Если она потеряна, жизнь спелеолога под большим вопросом, поскольку выход из лабиринта пещерных туннелей можно найти лишь случайно.

Прокладывание линий требует особого мастерства, которое при­ходит с опытом. Обычно используют концы толщиной 5 мм, намотан­ные на катушку. Подводник сначала закрепляет конец у входа в пе­щеру снаружи или внутри и тянет линию за собой, закрепляя ее на поворотах или изгибах туннеля под прямым утлом. Линия должна быть хорошо натянута, иначе слабина рано или поздно приведет к за­путыванию снаряжения. Проходя по уже проложенной линии, необходимо постоянно держать ее в кольце большого и указательного пальцев, чтобы не выпустить из виду. Случайно потеряв конец, не стоит паниковать, а лучше немедленно остановиться и попытаться найти линию рядом с собой. Если видимость хорошая, то это легко сделать, но в мутной воде придется потрудиться.

В узких проходах с низким потолком легко зацепиться за конец и запутаться. Чаще всего виноваты ремни ласт или выступающие предметы снаряжения. Для предотвращения таких досадных проис­шествий снаряжение готовят особенно тщательно, закрепляя все приборы так, чтобы они минимально выступали в пространство и уж тем более не болтались свободно. Если запутались — нужно по­стараться осторожно распутать веревку, что трудно сделать в тес­ном пространстве. Тогда приходится отрезать конец как можно ближе к телу, а отрезав, тут же его и закрепить, чтобы не прерывать "линию жизни". Поскольку в пещерах подчас невозможно дотя­нуться до ножа, закрепленного на голени, спелеологи носят его на левой руке.

Вплывая в пещеру, вы едва успеваете порадоваться прекрасной видимости, как она резко падает с вашим прибытием. Если пещера не проходная и не промывается течением, дно ее обычно покрыто тонким илом, который при малейшем движении взбалтывается и за­тем долго оседает. Двигаясь в глубину пещеры, можно видеть и ее замечательных обитателей, и причудливый ландшафт, и проложен­ную предшественниками линию. Но стоит только остановиться, как вас покрывает густое облако взвешенного ила, и вся картина пропа­дает. В таких условиях можно не заметить выступов скалы, нечаян­но удариться о потолок или уткнуться маской в острый камень. Глав­ное в подобной ситуации — не выпустить из рук линию и не поте­рять ориентацию.

В настоящих пещерах темно, как в фотокомнате, и мерцающий свет из входа исчезает уже за первым поворотом туннеля. Надежные источники яркого освещения жизненно необходимы спелеологам. Основной осветитель крепится на голове, чтобы освободить руки, а обычный фонарь служит для подсветки конкретных объектов.

В пещерах нужно особенно внимательно следить за расходом воз­духа в баллонах — ведь обычный выход из аварийной ситуации пу­тем немедленного всплытия здесь невозможен. Подавляющее боль­шинство несчастных случаев в пещерах произошло именно вследст­вие преждевременного опустошения баллонов.

Овладев техникой погружений в пещерах, вы получите, конечно, незабываемые впечатления: причудливый рельеф стен и потолков, необычайные фосфоресцирующие животные, игра воздушных пу­зырей на потолке, сама таинственная и жуткая атмосфера туннелей и обширных залов — дают человеку то, чего не в состоянии дать обы­чное открытое море с солнцем наверху.

Погружения на затонувшие корабли

Если подводные пещеры считаются опасной средой для аквалан­гистов, то затонувшие корабли и другие рукотворные объекты еще опаснее. Пещеры — естественные образования — как правило, ста­бильны, и их изменения незаметны в течение по крайней мере чело­веческой жизни. Корабли, сделанные из материалов, не предназна­ченных для морской воды, со временем дряхлеют и разрушаются из-за коррозии и обрастающих организмов. Часто лишь высокое давление окружающей среды удерживает остов судна от распада на мелкие кусочки. Выдыхаемые воздушные пузыри, будучи зонами ни­зкого давления, устраняют эту опору и, скапливаясь в одном месте, служат причиной рассыпания оснастки корабля. Кроме того, пузыри отрывают от стен кусочки ржавчины, мелких обрастающих живот­ных и водоросли. В результате подводник, забравшийся в трюм, ока­зывается в облаке мути, с ужасом понимая, что обнаружить выход из него будет нелегко. При нулевой видимости легко напороться на ост­рые железные края и различные предметы экипировки судна, запу­таться в проводах и снастях. Все это приводит к непоправимым по­вреждениям снаряжения и смертельным травмам. Найти выход из сложной системы трюмов и кают еще труднее, чем из пещерных ко­ридоров.