Смекни!
smekni.com

Физика и физиология 4 (стр. 56 из 58)

Иглокожие

Морские ежи

Организмы, один вид которых уже внушает осторожность, и не напрасно. Иглы многих ежей даже без ядовитой начинки причиняют сильную боль и немало хлопот со здоровьем. Острые иглы пронзают не только кожу, но и тонкий неопрен, легко обламываясь. Оставши­еся в теле кончики загнивают и способствуют вторичной инфекции через ранку. Чтобы устранить последствия уколов, необходимо по­местить руку в горячую воду и удалить все занозы, смазав ранки ан­тисептиком.

Существует немало ежей с ядовитыми иглами, укол которых при­водит к печальным последствиям. Кроме игл, ядовитый аппарат не­которых ежей включает короткие известковые образования, состоя­щие из двух или трех створок — педициллярии, у большинства видов служащие для очистки тела от падающих осадков (фото 6.4).

Известны случаи, когда ныряльщики и аквалангисты, получив­шие неожиданный укол морского ежа, теряли сознание от болевого шока и тонули. Уколы ежей вызывают не только сильную боль и оте­ки, но и паралич лицевой мускулатуры, который длится несколько часов. Особенно опасен тропический ежик диадема с такими длин­ными и тонкими иглами, что подводник, плывущий над морским дном, не замечает их и, получив болезненный укол, даже не сразу осознает, что случилось.

Морские звезды

Один из самых популярных символов подводного мира. Большин­ство звезд не опасно для подводников, если последние не вздумают их попробовать на вкус (фото 6.5).

Терновый венец — многолучевая звезда устрашающей внешно­сти, о которой ходят легенды. Некоторое время назад коралловые ри­фы были под угрозой уничтожения в результате вспышки численно­сти этих прожорливых поедателей кораллов. Туземцы, спасая рифы, ловили звезд и, разорвав на куски, бросали в море, полагая, что те умирают мучительной смертью. Какая наивность! Сейчас любой школьник знает о явлении регенерации у многих беспозвоночных. Каждый кусок тернового венца регенерировал лучи, вырастая в це­лую морскую звезду. Таким образом, невежественные аборигены са­ми же способствовали размноже­нию тернового венца.

Длинные острые шипы легко обламываются в коже человека, а их яд вызывает местное покрасне­ние, отек, рвоту и головокруже­ние, в худшем случае — паралич. Пораженный участок тела следу­ет немедленно поместить в горя­чую воду (не менее 50 °С), затем прочистить ранки и смазать анти­септиком. Для дальнейшего лече­ния используют антибиотики.

Ядовитые рыбы

Скат-хвостокол

Скаты, как и акулы, относятся к хрящевым рыбам, у которых скелет построен не из костной, а из хрящевой ткани, нет плава­тельного пузыря, а дыхание осу­ществляется через жаберные ще­ли. Скаты — существа донные и вовсе не агрессивные. Их дурная привычка зарываться в песок и

маскироваться имеет целью подкарауливание добычи и нападение на нее из засады. Она же приводит к тому, что человек, гуляющий по мелководью, не замечает притаившегося ската и нечаянно наступает на него. Моментальный удар хвостом, и зазубренный шип, располо­женный на последнем, вонзается в ступню, причиняя сильную боль. Рана может получиться рваной и послужить воротами для серьезной инфекции, тем более что расположена на ступне, погруженной в морскую воду. Отравления сопровождаются слабостью, судорогами и нарушением дыхания. Ежегодно тысячи людей страдают от уколов ската — хвостокола, но смертельные случаи чрезвычайно редки.

Скорпеновые

Это семейство костных рыб включает множество ядовитых видов с яркой пестрой окраской и колючими шипами на плавниках. В полости колючек содержится яд, токсичность которого варьи­рует у разных рыб. Российским подводникам широко известны

слабо — ядовитые скорпеновые, обитающие в Черном море: европей­ская скорпена и большой дракончик. Более опасны тропические скорпены коралловых рифов. Наиболее известна подводникам поло­сатая крылатка, или рыба-зебра, названная так за свою яркую кра­сно — лиловую полосатую окраску. Это очень красивая и грациозная рыба длиной до 30 см с большими веероподобными розовыми плав­никами, снабженными длинными колючками. Случайный укол та­кой колючки подобен удару раскаленного гвоздя. За ре­зкой болью следует ухудше­ние состояния пострадав­шего, которое заканчивает­ся параличом скелетной и дыхательной мускулатуры. Если несчастного не выта­щить немедленно на берег, он утонет. Известны смер­тельные исходы по причине сердечно — сосудистой не­достаточности .

Туристы, впервые попадающие в бурлящий подводный мир Крас­ного моря где-нибудь в Хургаде, уже на глубине десяти метров встречаются с крылаткой. Ее красота и внешняя безобидность раду­ет глаз — так и хочется потрогать эту популярную "фотомодель" ру­ками. Стоп! Лучше воздержаться, особенно если у вас нет надежной медицинской страховки (фото 6.6).

Бородавчатка

Это страшилище, которое еще называют камень-рыбой, пожа­луй, пострашнее рыбы—зебры. Она действительно похожа на камень и круг­лой корявой формой тела, и пестро—се­рой маскиро­вочной окра­ской, и непод­вижным обра­зом жизни.

Бородавчатку трудно заметить на морском дне среди камней и ко­раллов, поэтому несчастные случаи с подводниками происходят, как правило, при нечаянном прикосновении к одному из плавниковых шипов. Известны, однако, истории, когда российские туристы хва­тали бородавчатку в руки, чтобы показать арабским гидам — инстру­кторам, а те, увидев этот сюрприз в руках у их подопечных, хлопа­лись в обморок.

Короткие и толстые иглы бородавчатки пробивают не только неопрен, но и толстую резиновую подошву гидрокостюмов. От дикой боли подводник становится безумным или теряет сознание. В тяже­лых случаях через 5 ч после укола он впадает в коматозное состоя­ние и умирает. Специфических средств лечения нет.

Глава 6.2. Пассивно-ядовитые животные

Пищевая пригодность и ценность подавляющего большинства морских обитателей еще неизвестна. Экспериментальные дегуста­ции всегда рискованны, поэтому люди предпочитают употреблять в пищу проверенные морепродукты. Есть, однако, животные, ядови­тость которых уже испытало на себе не одно поколение гурманов. Как правило, это беспозвоночные и рыбы средних и крупных разме­ров, внешне жирные и питательные. Возможно, маленькие худосоч­ные яркие рыбки тоже смертельно ядовиты, но ведь никто не поза­рится на них, если рядом плавают большие аппетитные "куски мяса", питательность которых может обернуться опасностью для здоровья.

Иглобрюхи

Классический пример "лож­но—вкусных" животных — рыбы семейства иглобрюховых. Первые сведения об их токсичности при­вез в Европу капитан Кук, который вместе со всей командой отравился иглобрюхами во время кругосвет­ной экспедиции. Массовые отрав­ления происходят в Японии: иглоб-рюхи Фугу считаются деликате­сом, но если сделать ошибку при их особенной кулинарной обработке,

это яство становится смертельным. Первые симптомы отравления иглобрюхами появляются вскоре после приема пищи — от десятка минут до трех часов. Сначала происходит онемение языка, которое постепенно распространяется на все тело, затем появляются боли в животе и голове, тошнота и рвота; нарушается дыхание, человек те­ряет сознание и впадает в коматозное состояние. В тяжелых случаях смерть наступает через 5 — 6 часов (фото 6.7).

Сигуатера

Около 400 видов тропических и субтропических рыб вызывают сильное, но нелетальное отравление под общим названием "сигуате-ра". Этот термин происходит от названия моллюска Сигуа, часто употребляемого в пищу и так же часто вызывающего отравления с кишечными и неврологическими расстройствами.

Ежегодно регистрируется примерно 1000 случаев сигуатеровьгх отравлении — в основном на островах Полинезии. Наиболее рас­пространенные виновники заболевания — некоторые мурены, гру-перы, барракуды, рыба — хирург и рыба — попутай. Некоторые виды кефали и султанок вызывают отравления, которые сопровождаются галлюцинациями и кошмарами, преследующими гурманов в тече­ние суток.

Ядовитыми у рыб могут быть как отдельные органы, так и все те­ло. Наиболее ядовиты половые органы, печень и кишечник. Есть так­же вполне съедобные рыбы, у которых ядовиты половые продукты, кровь и поверхностная слизь (фото 6.8).

Глава 6.3. Хищники

Рыбы

Акулы

Есть ли на белом свете другое существо, которое человек превра­тил в страшное пугало, в символ ужаса и смерти? Великое множест­во книг и кинофильмов о морских путешествиях непременно живокоторых видов — например, черноморского катрана — ядовитый. Поэтому акулья кожа напоминает грубую наждачную бумагу, при соприкосновении с которой в лучшем случае сдирается только кожа. В жестокие времена колонизации тропических островов белые заво­еватели шили из акульей кожи рукавицы, и ударами рук, в них оде­тых, наказывали черных рабов.

Голодная акула стреми­тельно атакует жертву, вы­рывая кусок мяса и уже за­тем решая, стоит ли продол­жать. Более—менее сытая акула не бросается на по­тенциальную добычу изда­лека, а начинает кружить вокруг заинтересовавшего ее объекта, изучая его со всех сторон — ведь все ор­ганы чувств акулы располо­жены по бокам. Зрение у акул играет далеко не пер­вую скрипку в поиске до­бычи, основную же роль в их поведении играет обоня­ние — акулы чувствуют за­пах крови за многие километры. При попадании в воду некоторого количества крови акулы начинают метаться, выгибая спину (поза крайнего возбуждения). В состоянии бешенства акулы разрывают на куски не только рыбу или человека, оказавшегося поблизости, но и друг друга.