Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эететико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. Другими словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоит его задача.
Художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания [1].
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе воспитания зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относят педагогически правильно организованный воспитательный процесс и деятельность воспитателя, его методы и формы, рациональное построение учебно–воспитательной деятельности, отбор и реализация наиболее эффективных методов и приемов обучения. Внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельности и взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия воспитания. Последние чаще представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью дошкольника и личностью воспитателя. От психологических факторов (внутренней позиции личности участников воспитательного процесса) во многом зависит формирование системы эстетических взглядов, вкусов, эталонов и оценок, отношение к деятельности и людям, то есть процесс эстетического воспитания. Конечный результат процесса эстетического воспитания определяется не отдельно взятыми факторами, а их совокупностью и в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями. Их единство – залог успешной организации этого сложного процесса.
В связи с этим необходимо уточнить, какой смысл вкладывается в содержание понятия «педагогические условия». К данной проблеме обращались многие педагоги и исследователи. Например, О.Ф. Федорова определяет понятие педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешное решение поставленной задачи» [46].
Из данного определения следует, что внесение каких–либо изменений в воспитательный процесс всегда должно проводиться комплексно, в соответствии с основными компонентами педагогического процесса и быть согласовано с каждым их них (целями, содержанием, формами, методами).
Т.Н. Иванова под «педагогическими условиями понимает те отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может» [1].
Весьма существенно и высказывание В.И. Андреева, который отмечает, что «педагогическое условие представляет собой обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
В данном определении наиболее важным представляется указание на то, что выявленное условие является результатом заранее продуманного и тщательно выверенного преобразования (отбора, конструирования) каждого из элементов дидактического процесса, что позволяет достичь более совершенных результатов воспитательной работы. Поэтому в своей работе мы будем опираться на высказывание В.И. Андреева.
Анализируя педагогические условия художественно-эстетического воспитания младших школьников, Иванова Т.И. [11] называет следующие:
- нахождение ребенка в коллективе сверстников;
- возможность общения и совместной творческой деятельности;
- наличие специально отведенного времени для художественно-эстетического воспитания;
- наличие разработанной методики художественно-эстетического воспитания.
М.А. Ариарский [2, С.108] отмечает, что важнейшими условиями успеха художественно-эстетического воспитания детей является системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление эстетического воспитания всеми доступными средствами, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими аспектами.
На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].
Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социальными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к труду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детскому художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окружающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому наследию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художественно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практической форм приобщения учащихся к народному ДПИ.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.
1.2 Народная педагогика в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников
Анализ современного состояния художественно-эстетического воспитания вскрывает методолого-теоретическую и научно-методическую необеспеченность педагогической деятельности работников культуры, искусства, учителей, воспитателей в области приобщения школьников к традициям народного художественного творчества, формирования у них интереса к традиционной художественной культуре своего народа, народов других стран и регионов.
Разрабатывая пути и методы оптимального использования в современных социально-педагогических условиях прогрессивных народных традиций приобщения детей к эстетической культуре, был выявлен ряд закономерностей и принципов, знание которых помогло бы не только углубить понимание данной проблемы, но и прояснить существенные моменты научно-практических действий.