Так, закономерной представляется в современную эпоху смена ведущего способа трансляции художественной и тесно связанной с ней педагогической культуры. На смену ранее доминировавшему механизму так называемой «традиционной» культуры, где художественно-педагогический опыт поколений в массовом масштабе передавался непосредственно, с помощью бесписьменной (устной) традиции, сейчас преобладает передача опыта через письменность. Ведущим признаком этого типа культуры является значительная роль науки в повышении эффективности производства, в том числе, думается, и «производства» педагогического. В современных условиях накопленный традиционной культурой народный опыт художественной, педагогической деятельности передается также в значительно большей мере опосредованно, в частности, через науку (в ее широком понимании) - научно-популярную и методическую литературу, средства массовой информации, систему общего и профессионального образования и т.д.
Педагогическое осмысление указанной закономерности позволяет сформулировать следующий принцип осуществления практических действий по содержательному преобразованию художественно-эстетического воспитания школьников, вернее, его отдельного звена - приобщения детей к традициям народного художественного творчества. Необходимо, с одной стороны, всемерно развивать, укреплять, поддерживать линию развития непосредственной трансляции прогрессивных традиций народной педагогики, в частности традиций приобщения подрастающего поколения к эстетической культуре в условиях, так сказать, естественной, типичной для них среды бытования - в семье и ее ближайшем окружении [17].
С другой стороны, нужно всемерно углублять, научно обогащать, развивать линию опосредованного проникновения народного художественно-педагогического опыта в современную семью и школу. Главный участок исследовательско-педагогической работы в этом направлении - школа, располагающая, по существу, уникальной возможностью всеобщего, достаточно продолжительного, последовательного и систематического приобщения подрастающего поколения к разносторонней эстетической и художественной культуре. Ввиду неразработанности опосредованных форм проникновения народного художественно-педагогического опыта в духовную жизнь современной школы психолого-педагогическая наука должна в самое ближайшее время сказать здесь свое веское слово [13].
Из выведенной выше закономерности вытекает также необходимость разработки теоретических и методических основ организации педагогического диалога между «традиционной» и «современной» культурами. Другими словами, возникает потребность применения сравнительно-сопоставительного метода исследования. В перспективе это позволит разработать технологическую модель последовательности действий по выявлению, научному обогащению и опытно-творческому внедрению прогрессивных народных художественно-педагогических идей в практику воспитания и обучения детей.
Закономерным следствием многовекового социально-культурного расслоения человечества является сосредоточение художественного творчества в форме искусства в элитарных кругах привилегированной части общества. Это - с одной стороны. С другой же стороны, в особых условиях жизнедеятельности трудового народа сформировалось и длительно развивалось народное творчество.
Прежде всего, можно отметить непременное наличие ряда стилистических признаков, позволяющих почти безошибочно определять национально-культурную принадлежность, место локализации, распространения, бытования того или иного вида народного творчества. Авторское же творчество художника-профессионала несет в себе гораздо меньше признаков локализации, поскольку искусство более широко, глубоко личностно сориентировано на общечеловеческий уровень постижения духовности, осмысления нравственно-эстетических ценностей.
Искусство, в силу его исконной профессионализации, требует от приобщающихся к нему школьников несравненно более продолжительной, систематической и последовательной подготовки. Это - следствие и показатель его глубины и одновременно, в противоположность народному творчеству, отстраненности от утилитарно-бытовой, обрядово-ритуальной сферы. По этой причине наиболее благоприятные условия для освоения народного искусства создаются в школе, на уроках искусства. В свою очередь, народное творчество, фольклор характеризуются неразрывной связью с бытом, социальной средой, обрядом. Для воспроизведения народного творчества и его глубокого понимания в школе необходим синтез слова, музыки, движения и т.д. Глубоко постигнуть эстетическое существо народного творчества можно лишь «изнутри», из среды, в процессе участия в обряде. На школьных занятиях возможности такого целостного постижения народного творчества существенно ограничены [22].
Таким образом, стратегию взаимосвязи народного творчества и профессионального искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения можно выстроить по двум основным линиям. Возрождение и укрепление традиций народной педагогики надо скорее вести, опираясь на семью, поддерживая этот элемент как, стихийно развивающийся в семейных условиях. Поэтому важно всячески пропагандировать среди родителей народное творчество, элементы народной художественной и педагогической культуры, не забывая при этом об ее локальной (национальной) ориентации.
Последовательное же и целенаправленное приобщение детей к мировому искусству должно осуществляться преимущественно в школе, далее - во внеклассных занятиях и внешкольной работе. Однако и на уроках искусства в школе, особенно в многонаселенных районах крупного индустриального города, где в значительной мере утрачены традиционные формы народной культуры, следует изучать, знакомить детей с теми гранями фольклора, которые необходимы в силу утраты народным искусством целостности его бытования.
Иными словами, линия возрождения народного творчества должна, по-видимому, питаться источниками, идущими преимущественно от семьи, но с научно-методическими коррективами, идущими от школы, точнее - от системы общественного воспитания. От школы идет и линия приобщения детей к мировому искусству. Подобная дифференциация, разумеется, достаточно условна.
Выявление социальных закономерностей развития народных художественно-педагогических традиций и последующее обобщение на их основе ведущих принципов народной педагогической культуры, обоснование главных линий связи современной системы массового художественного воспитания с прогрессивными традициями прошлого и настоящего - таков, с нашей точки зрения, один из наиболее перспективных путей выявления резервов кардинального улучшения воспитательной работы со школьниками.
1.3 Анализ современных программ обучения изобразительному
искусству
Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Мы проанализировали три программы по дисциплине «Изобразительное искусство» в первых классах.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией академика Б.М. Неменского [24]
Художественная деятельность органически присуща - синкретична всей жизнедеятельности ребенка. Именно это положение лежит в основе программы по изобразительному искусству для I класса. Так, например, игры детей всегда связаны с организацией специального пространства: они устраивают себе домики из окружающей мебели, строят из кубиков или песка, то есть, ведут себя как маленькие архитекторы. И потребность рисовать, что-то изображать, а также рассматривать картинки - необходимый и специфичный способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько проживает свое состояние в процессе рисования. В это время учитель имеет уникальную возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений, на отход от бытующей методики обучения детей: создание конкретных поделок и рисунков по образцам, когда ребенок боится не справиться или нарушить заданное правило исполнения. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий с детьми I класса предполагают свободные игровые формы общения.
Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Это сутьевая характеристика художественной деятельности. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие, но могут и терять его в условиях строго регламентированного общения.
Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы.
- Прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.
Вся программа по изобразительному искусству первой четверти I класса основана на художественном разглядывании - вглядывании в природу. При этом задачи, здесь поставленные, связаны с развитием навыков художественного изображения и образного видения и отличаются от задач природоведения. Дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный характер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного рисунка. Учатся видеть выразительность пятна, силуэта, разнообразие и красоту природных фактур, природных узоров, разнообразие красок и форм листьев и т.д.