Игровой прием доминирует, чтобы облегчить вчерашнему дошкольнику переход к новым учебным ритмам школьной жизни.
Так, на занятиях 1-3 предлагается сочинить разные картины, связанные с красотой золотой осени, с настроениями праздника урожая. Создать непринужденные игровые ситуации на этих занятиях могут помочь Кисточка и Красочная осень,
Кисточка как фантастический образ оживает и играет с детьми, превращая упражнение на различные приемы рисования кистью в увлекательное занятие. Толстые и тонкие кисточки весело двигаются по бумаге, оставляя разные следы. Дети определяют, как двигается веселая Кисточка: вот она протопала, оставляя след во всю длину ворса; затем прошлась «на цыпочках», оставляя точки и кружочки; пролетела как стрела, прочертив прямую дорожку; закружилась в веселом танце по кругу.
Повторив упражнение за Кисточкой на отдельном листе, дети раскрепощаются, начинают фантазировать, как следы Кисточки помогут им нарисовать свою золотую осень. Красочная осень приглашает их полюбоваться деревьями в саду, картинами художников и произведениями народных мастеров. Они ответили на вопросы Красочной осени. (Вопросы предлагаются в учебнике. Учитель читает и варьирует свои вопросы).
Другой вариант игры с кисточкой и красками ожидает детей, когда игра заканчивается сюрпризом: раздельный мазок превращается в художественное изображение осеннего листа и яблока. Они вновь выполняют за Кисточкой упражнение на отдельном листе. В творческой тетради они рисуют свою композицию, применяя прием раздельного мазка. Красочная осень дает оценку детским рисункам.
Восхищение красотой нарядной осени не ограничивается творческой работой в тетради и по учебнику. Экскурсии в природу, живые наблюдения за изменением окружающего пейзажа, сбор листьев и сухих трав - все становится предметом наблюдения и детского восхищения.
На занятиях по художественному труду в этот период также учитывается воздействие красоты осенней природы. Дети создают осенний пейзаж, «рисуя» ножницами панно из осенних листьев, лепят украшение - бусы. Новые материалы по сравнению с уроками изобразительного искусства открывают новые возможности в создании художественного изображения. Мы знакомим детей с художественным приемом уподобления, который очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, конь-качалка, корабль-птица, свистулька-конь. В осенней теме раскрывается необычайно емкий прием уподобления: лист-дерево, цветок-дерево, трава-дерево. Этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа с миром природы, с поэтическим восприятием мира народным мастером.
В этой связи героем игровых ситуаций на занятиях может стать народный мастер, обладающий волшебной силой воображения и превращающий обычную бумагу или листья в сказочно-прекрасный осенний лес, кусочки глины - в рябиновые бусы, речные камешки - в полосатого кота.
На каждом уроке учитель сочиняет маленькие сказки, отмечает удивительные свойства мастера: он делится секретами своего мастерства с детьми (показывает, как выполнить красивые прорези-веточки; показывает, как подготовить глиняные бусинки к окраске); он озадачивает детей своими вопросами, чтобы они выполнили коллективную работу и создали из осенних листьев сказочный лес, в котором живут сказочные птицы и звери, о которых дети могли бы сочинить маленькие сказки.
Заключительные занятия первой четверти посвящены встрече с Хохломой, «В золоте Хохломы - золото осени». Мы совершаем путешествие в мастерские мастеров.
Радостное открытие мира родной природы в узорах Хохломы начинается со встречи с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. С первых шагов в мир народного творчества младшего школьника окружают произведения народного искусства, и главным проводником в этом мире становится сам народный мастер. От лица мастера в игровой форме учитель помогает детям понять язык орнаментальных мотивов, раскрыть секреты рождения художественного образа и дать задание ученику. Создание такой игровой ситуации предполагает погружение учителя в мир труда, искусства и быта народного мастера. Народный мастер - наше национальное богатство, наше духовное достояние. «Народный мастер - это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса. Это «человек трудолюбивой души». Такое определение особенно примечательно, поскольку мастерство, как правило, включает в себя «духовный опыт» - так отзывается о народных умельцах известный искусствовед М.А. Некрасова. Эти слова могут служить для педагога путеводным ориентиром в его работе с учащимися I-IV классов по усвоению духовного наследия, без которого немыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других.
И с первых заданий детское творчество развивается в определенной последовательности на основе принципов народного творчества: повтор - вариации - импровизации.
Народный мастер не случайно предлагает первое задание с ласковым названием «Петушок - золотой гребешок». Это дает возможность обратиться к народным сказкам, поговорить и выслушать детей о том, в каких сказках живет петушок, какой этот герой в сказках, шутках (потешках), прибаутках, загадках. В народном декоративно-прикладном творчестве петушок, птица - образ солнечного света, огня. И в хохломской росписи он передан в огненно-теплой цветовой гамме. В создании своего золотого петушка детям помогает волшебная Кисточка, напоминая движение длинных и коротких мазков.
В мастерской другого мастера, Людмилы Васильевны Орловой, предлагается задание на повтор элементов травного узора Хохломы. Мастер показывает, как нарисовать эти элементы кистью. Элементы располагаются на рисунке мастера с нарастающей степенью трудности: «травинки», «капельки», «усики», «завитки».
На уроках художественного труда также происходит знакомство с Хохломой. Из бумаги дети моделируют ковш-птицу. Следует оговориться, что более подробные художественно-технологические картины готовятся в издании тетради по художественному труду. Первоклассники, представляя себя мастерами, совершают чудесное превращение бумаги в ковш-птицу. Мы вновь обращаемся к приему уподобления в народном творчестве.
Учитель в роли народного мастера напоминает о некоторых особенностях декоративной формы ковша из бумаги и расположения элементов хохломского узора для его украшения: заостренность силуэта птицы, вырезанной из бумаги, а не выточенной из дерева, разнообразие ритма элементов росписи для разных частей сосуда-птицы (грудки, хвоста, туловища).
В момент вырезания силуэта-развертки ковша-птицы мастер кратко повествует о значении этого древнего сосуда на торжественных праздниках в давние времена.
По завершении работ желательно полюбоваться всем вместе многоголосным звучанием орнаментальной росписи на многочисленных ковшах. Поиграть, подвигать бумажные ковши, находя наиболее выигрышные положения их на поверхности стола.
Поставить в самые красивые из них небольшие пучки осенних сухих травинок, колосков.
Обратите внимание родителей на духовную значимость этой небольшой работы первоклассников, которая помогает установить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этого чудо-сосуда, созданного ребенком.
Таким образом, все сказанное подтверждает положение о том, что период адаптирования к новым условиям пребывания шестилетних детей в школе предполагает создание различных игровых ситуаций, доброжелательной атмосферы на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с учетом психологических особенностей этого возраста (цельность взгляда на мир в единстве познания и эмоционального восприятия; способность естественно принимать правила игры; легкость перевоплощения и обмена ролями). Это требует создания определенных педагогических условий. Среди них можно отметить особенно важные:
- уметь непосредственно, заинтересованно и эмоционально воспользоваться игровыми приемами: «О чем могла рассказать нарядная Осень и Кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы;
- путешествие в мастерскую народного мастера; сказки и др.;
- способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства и приметами осеннего пейзажа в местности, где живут учащиеся;
- не препятствовать желанию учащихся при выполнении упражнений создавать свои композиции;
- обратить внимание на прием уподобления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских работах;
- способствовать формированию представления о том, что создание художественного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисовании» ножницами, при эксперименте с природными материалами. Это один из путей интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в художественном изображении реальных предметов родной природы. Поэтому так органично вписываются в циклы уроков изобразительного и народного искусства уроки художественного труда;
- во время беседы обратить внимание на сходство и различие в изображении художниками осеннего пейзажа; привлечь произведения поэтов и музыку, чтобы у детей возник целостный многомерный образ пейзажа в пору золотой осени. Так вырабатывается отношение к родной природе как достопримечательности, постепенно зарождается ощущение своей причастности к ее красоте.