Этому во многом помогает включение в беседу произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства: русская лаковая миниатюра, расписные жостовские подносы, хохломская посуда, работы в технике коллажа и текстиля.
Выводы по главе 1
На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].
Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социальными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к труду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детскому художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окружающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому наследию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художественно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практической форм приобщения учащихся к народному ДПИ.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов
2.1 Организация и методика проведения исследования
В нашем исследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казани.
Эмпирическую выборку составили испытуемые в количестве 40 человек в возрасте 7-8 лет. Первую выборку составили 20 человек, посещающие факультативный курс (экспериментальная группа); вторую - 20 человек, не посещающие факультативный курс (контрольная группа).
В констатирующем эксперименте принимало участие - 40 детей, в формирующем - 20 детей.
В ходе организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики измерения уровня художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Перед проведением эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, предполагающий выявление исходного уровня сформированности художественно-эстетических основ младших школьников. В ходе исследования для оценки мы исходили их разработанных общепедагогических критериев:
1. познавательный;
2. ценностно-мотивационный (знания нравственно-этических норм культуры поведения);
3. деятельностный (наличие и проявление навыков культуры в общении).
В эксперименте выделены две части: констатирующая, формирующая.
Цель констатирующего эксперимента – осуществить диагностику уровня художественно-эстетического развития младших школьников.
Цель формирующего эксперимента - проследить изменения, происходящие в процессе активного влияния на младшего школьника.
Диагностика критериев художественно-эстетических основ предполагала и определение трех ее уровней сформированности у младших школьников: высокого, среднего, низкого (См.: таблица 1).
Таблица 1.
Критерии сформированности художественно-эстетических основ младших школьников
высокий | средний | низкий | |
познавательный | Ребенок имеет конкретные представления о нормах поведения, обладает широким кругозором в области культуры и искусства, большой потребностью в получении информации. | Ребенок обладает необходимым, но ограниченным уровнем знаний, как в области эстетики, так и в области культуры и искусства, не выходящим за рамки требования взрослых. Понятия о нормах поведения достаточно размыты. | Ребенок практически не владеет знаниями нравственно-этического и художественно-эстетического порядка. Эстетические вкусы явно не выражены. |
ценностно-мотивационный | Для ребенка характерна готовность действовать сообразно имеющимся знаниям, его отличает наличие сознательного отношения к формированию личностных качеств нравственно-этического и эстетического порядка. | Ребенок осознает необходимость следования определенным нравственно-этическим и эстетическим нормам, но не всегда готов действовать, желание получить новую информация носит неустойчивый характер. | У ребенка наблюдается отсутствие интереса к предлагаемой информации, желания вникнуть в суть нравственно-этических и художественно-эстетических норм. |
деятельностный | Поступки ребенка соответствуют имеющимся у него знаниям и внутренним потребностям ребенок реализует свои эстетические потребности посредством творчества. | Несмотря на готовность действовать соответственно имеющимся знаниям, у ребенка отсутствует потребность в самостоятельной творческой их реализации | Ребенка отличает нежелание соотносить свои поступки с предъявленными требованиями. |
В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены уровни сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Данные этого эксперимента отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Эксперимен. группа | Контрол. группа | |||||
Количество (в %) | Количество (в %) | |||||
Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | |
высокий | - | - | - | 5 | 5 | 5 |
средний | 75 | 70 | 75 | 60 | 65 | 70 |
низкий | 25 | 30 | 25 | 35 | 30 | 25 |
Сравнительный анализ результатов уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся на начало эксперимента в экспериментальных и контрольных классах показал, что существенных различий в распределении исходного уровня художественно-эстетических основ в экспериментальных и контрольных классах нет. Данные подтверждаются математически.
2.2 Анализ результатов исследования
Целью исследования явилось изучение формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).
В процессе формирующего эксперимента был использован факультативный курс «Дымковская игрушка» (См.: приложение 1), затем был сделан заключительный срез и обобщены результаты эксперимента.
Условия проведения факультативного курса:
- учет возрастных особенностей учащихся, принимающих участие в эксперименте;