- учет принципов добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении эксперимента;
- проведение эксперимента проходило в период с января 2007 года по апрель 2007 года. Факультативный курс рассчитан на 28 часов, занятия проводились один раз в неделю по два часа;
- организация экспериментальных занятий с младшими школьниками в свободное от их основных уроков время (См.: приложение 2);
- избрание как индивидуальной, так и групповой форм для проведения занятий.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на факультативных занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров - самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов-художников.
Страна наша богата талантами, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Среди них не последнее место занимает наша вятская дымковская игрушка. Внимание детей неустойчиво, притягивается всем ярким и необычным. Веселые, броские, выразительные дымковские фигурки вводят нас в «такой мир, в который без них мы никогда не попали бы, который не пригрезится и во сне», - писал художник И.С. Ефимов [16].
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несет детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, который передается и учителю, и детям. Программа начального образования дает педагогам широкие возможности для знакомства учащихся с дымковской игрушкой.
Нами была осуществлена экспериментальная работа с учащимися 1 «А» класса средней школы №12 г. Казани. На факультативных занятиях знакомство с дымковской игрушкой - этим уникальным родником народного творчества дает учителю возможности для:
- формирования исторической и культурной памяти;
- воспитания любви к родному краю, гордости за людей, его прославляющих;
- воспитания художественного вкуса;
- развития творческих способностей учащихся;
- развития трудовых умений и навыков.
Знакомство с дымковской игрушкой начинается за несколько дней до первого урока, когда в классе выставляются образцы или иллюстрации игрушек. Именно это создает у детей определенный уровень «насмотренности», т.е., необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической работе. Самые первые впечатления дети получают от игрушек-свистулек. Эти игрушки ближе всего младшим школьникам, потому что отвечают их потребностям в игре. Поэтому самая первая их работа по мотивам дымки - вылепливание «птички», а «птичка» у дымковских мастериц - это не утка, а утушка, не петух, а петушок, не индюк, а индюшок.
Далее происходит знакомство детей с элементами росписи дымковской игрушки через конструирование её из бумаги. Посредством наблюдения вычленяются элементы дымковской росписи, идет знакомство с традициями этого ремесла:
1. Игрушка белого цвета.
2. Копытца и хвостик чернятся.
3. Главный цвет - то, что закрашено полностью, и он обязательно повторяется в узоре.
4. Наносится на самые видные места сусальное золото.
Дымковский узор заключается в конкретную игрушку. Работа идет по такому плану:
1. Работа с шаблонами (обводка, выкройка). Дети сами выбирают, какую фигурку им выполнить. Таким образом, соблюдается необходимое условие творчества: свобода выбора (хотя и относительная).
2. Роспись - самостоятельный выбор элементов росписи. Образцы представлены на доске.
3. Сборка (очень удобно крепить детали с помощью скрепок).
Далее работа усложняется, и мы переходим уже к более сложной работе - лепка барельефов по мотивам дымковской игрушки. Знакомим детей с тем, что такое барельеф. Чтобы было понятнее, предлагаем представить фигурку так, как будто распилили ее пополам.
Процесс работы над барельефом складывается из следующих этапов:
1. Вырезается выкройка-шаблон - фигурку дети выбирают сами из предложенных учителем (конюшок, олешек, козлик, петушок; сложнее водоноска и барыня).
2. Пластилин (черный, ярко-красный и синий не брать) накладывается на середину шаблона и пальцами от середины раздвигается по всей поверхности, по контуру срезается стекой и дошлифовывается до гладкости влажными пальчиками.
3. Поделки раскладывают на общем подносе, покрывают сухим крахмалом и оставляют на 3 дня.
4. Стряхивают крахмал, покрывают фигурку белой гуашью или водоэмульсионной краской и расписывают.
Последний этап работы - приклеивание фигурки на пенопласт или бархатную бумагу, можно на цветной картон. Здесь возможностей для творчества еще больше.
На всем протяжении обучения работа ведется от простого к сложному, на всех этапах даются творческие задания, которые также со временем усложняются.
Наследие дымковской игрушки - та почва, прикосновение к которой дает свежие силы для творческих поисков. В конце обучения подводится итог всей работы по мотивам дымковской игрушки на празднике «Ярмарки-свистуньи», время проведения которого приближается к исторической дате празднования вятской свистопляски, где все - как и положено - на ярмарке: и гости, и ряженые, и медведь, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и, конечно, глиняные свистульки.
«Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться ... сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей» [16].
Работая над данной темой, мы пришли к следующим выводам:
1. У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа. Это подтверждают книги и иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс.
2. Развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству.
3. Развиваются творческие способности: если первые поделки дети делали под руководством учителя, то последние их работы в художественной части были выполнены полностью самостоятельно.
4. Приобретаются трудовые умения и навыки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымковской игрушки, основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы расписывания дымки, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки, кроме того, как и в любой работе по лепке, развивается мелкая мускулатура кистей рук.
В конце экспериментальной работы нами был проведен заключительный срез уровня сформированности художественно-эстетических основ у учащихся. Данные этого эксперимента отражены в таблице 3.
Таблица 3.
Эксперимен. группа | Контрол. группа | |||||
Количество (в %) | Количество (в %) | |||||
Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | Познават. | Ценнност-мотив. | Деятел. | |
высокий | 50 | 45 | 55 | 10 | 20 | 15 |
средний | 50 | 55 | 45 | 80 | 65 | 70 |
низкий | - | - | - | 10 | 15 | 15 |
Заключительный срез показывает, что в контрольной группе показатели практически показали небольшие изменения, тогда как в экспериментальной произошли существенные изменения по основным характеристикам уровней.
После экспериментальной работы в экспериментальной группе количество детей (в %) имеющих низкий уровень сформированности художественно-эстетических основ уменьшилось на 17,6%, в контрольной группе - на 16,7%; количество детей, имеющих средний уровень уменьшилось на 23,3% в экспериментальной группе и увеличилось на 6,7% - в контрольной группе; количество детей, имеющих высокий уровень развития художественно-эстетических основ в экспериментальной группе увеличилось на 50%, и увеличилось на 10% - в контрольной группе (См.: таблица 4).
Таблица 4.
Анализ уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Уровни развития культуры поведения | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
До экспе- римента | После экспе- римента | Возросло (+) или уменьшилось (-) | До экспе- римента | После экспе- римента | Возросло (+) или уменьшилось (-) | |
А низкий уровень | 17,6% | 0% | (-)17,6 | 30% | 13,3% | (-)16,7 |
Б средний уровень | 73,3% | 50% | (-)23,3 | 65% | 71,7% | (+)6,7 |
В высокий уровень | 0% | 50% | (+)50 | 5% | 15% | (+)10 |