Смекни!
smekni.com

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (стр. 9 из 12)

Рис.1. Результаты уровней развития художественно-эстетических основ в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента

Исходя из всего сказанного, можно сделать вы­вод: работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

В заключение нам хотелось бы привести слова Алексея Иванови­ча Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: «Детей необходи­мо научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли» [16].

Выводы по главе 2

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

Заключение

Вопросы художественно-эстетического воспитания привлекали внимание многих ученых. На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народ­ному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [37].

Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социаль­ными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

В ходе проведенной экспериментальной работы нами был сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников эффективно в том случае, если:

- используется факультативный курс «Дымковская игрушка»;

- учитываются возрастные особенности учащихся;

- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;

- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей и способствует развитию художественно-эстетических основ младших школьников.

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 608с.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб, 2001. - 287с.

3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.- 65с.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры. - М.: Знание, 2001. – 135с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. – 3- е изд. – М.: Полит. лит., 1981. – 398с.

6. Буров А.И.. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234с.

7. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1990.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

9. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 185с.

11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Изд. центр «Аз», 1995. – 214с.

12. Кант И. Кри­тика способности суждения. - М., 1994.

13. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. - М.: Центр, 1994. – 129с.

14. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244с.

15. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112с.

16. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работа по мотивам дымковской игрушки// Начальная школа. – 2000. - №11. – С.65-70.

17. Константиновский В. Учить прекрасному. - М., Молодая гвардия, 1973. – 83с.

18. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М., 1985.

19. Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство» // Начальная школа. - 2001. - №8. - С.41-42.

20. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания // Педагогика. - 1998. - №1. - С.49-54

21. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. - М., 1989. – 156с.

22. Люблинский И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. – М.: Просвещение, 1993. – 234с.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

24. Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.39-40.

25. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

26. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. - 89с.

27. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад // Педагогический вестник - №№ 3,4 - 1996 г.

28. Общая психология / Под ред. Богословского В.В. Ковалева А.Т. Степановой А. М.: Просвещение, 1981 г. – 345с.

29. Перминова Н. Дымковская расписная. - Вятка, 1979.

30. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991

31. Проблемы эстетического воспитания детей: Сборник научно-методических статей. М.: Наука, 1985 г. – 296с.

32. Рабчевская Т.В., Херсон Г. Генетические истоки игровых методов обучения. – М., 2003. – 89с.

33. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1989. – 190с.

34. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся. - М., 1961

35. Сироткин Л.Ю. Становление личности дошкольника // Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.

36. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986 с. – 320с.

37. Сухомлинский В. А, Духовный мир школьника. - М., 1961.

38. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1982.

39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося. – М., 1988. – 213 с.

40. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с.

41. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. - М.: Рольф, 1999. – 208с.

42. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: Новая школа, 1993. – 89с.

43. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»// Начальная школа. – 2001. - №8. – С.43-45.

44. Щацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 1980. – 123 с.

45. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – 240с.

46. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981 – 237с.

47. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание // Знание. Серия «Педагогика и психология». – 1986. - №10. – 62с.