МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики начального и
дошкольного образования
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Выпускная квалификационная работа на тему
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи
(на примере народных промыслов)
Казань - 2007 __________________________________
Квалификационная работа допущена к защите
Назначен рецензент ____________________________________________
______________________________________________________________
(Ф.И.О. рецензента, ученая степень, ученое звание)
Зав. кафедрой _______________________ (подпись)
Дата ____________________________
Дата________________________________________
Секретарь ГАК _______________________________
Содержание
Введение …………………………………………………………..……..……… 3
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников ……………………………………………..…..…….….. 7
1.1 Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» ……….. 7
1.2 Народная педагогика в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников …………………………………….……… 17
1.3 Анализ современных программ обучения изобразительному
искусству ……………………………………………………………….….…… 21
Выводы по главе 1 ……………………………………………………...……… 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов ……………………………………….….….……. 37
2.1 Организация и методика проведения исследования ………….….……… 37
2.2 Анализ результатов исследования …………………………….….………. 40
Выводы по главе 2 ……..…………………………………………….…...……. 46
Заключение ………………………………………………………….…..……… 48
Список используемой литературы ………………………………..….….……. 51
Приложение ……………………………………………………………..……… 54
Введение
Актуальность исследования. Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
История и культура народа имеют не только признаки национальной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохранения и выражения - родной язык, историографические источники, литературные памятники, музыкальные произведения, архитектура, фольклор и, конечно, художественное творчество, ярко и зримо выражающее миропонимание, социально-исторические, художественно-эстетические взгляды народа.
Народное художественное творчество - этот кристаллизовавшийся мир народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формирования художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений; ведь недаром искусство, рожденное пародом, называют гениальным, сохраняющим в себе огромную плодотворную энергию воздействия на индивидуальность. Поэтому ценности, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и важным фактором формирования личности.
Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей народного художественного творчества в школьной практике, уделяют внимание Б.М. Неменский, В.В. Алексеева, В.Н. Петров, И.П. Глинская, М.С. Чернявская, Б.П. Юсов. За последние годы появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях народного декоративно-прикладного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях Т.Л. Шпикаловой, Н.А. Горяевой, С.Ф. Абдуллаева, Б.С. Асылханова, А.А. Данилова, Г.В. Похолкина, Д.М. Скильского и других ученых.
Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства в массовой школьной практике.
Все вышеотмеченное позволило обнаружить противоречие между возросшей в современных условиях значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и технологий воспитания.
Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, художественно-эстетическое воспитание младших школьников будет эффективным в том случае, если:
- будет использован факультативный курс «Дымковская игрушка»;
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- учитываются принципы добровольности, систематичности и последовательности в разработке и осуществлении факультативного курса;
- используется как индивидуальная, так и групповая формы для проведения занятий факультативного курса.
Цель исследования - изучить процесс формирования художественно-эстетических основ младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»;
2. проанализировать использование народной педагогики в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников;
3. проанализировать современные программы обучения изобразительному искусству;
4. провести эмпирическое исследование эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.
Эмпирическую выборку составили учащиеся в количестве 40 человек – учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса средней школы №12 г. Казни.
Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в целях повышения эффективности обучения изобразительному искусству учащихся.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников
1.1 Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»
Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от животных. Указывая на это, К. Маркс писал: «Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты» [23, С.94]. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Многие философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.