В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:
- способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
- способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;
- способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
- способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
- способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;
- способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
Хотя эти способности называются автором «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.
Таким образом, развитие художественно-творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, или умением красиво рисовать. Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая работоспособностью.
2 Роль живописи в формировании художественно-творческих способностей детей 7-го года жизни
В формировании художественно-творческих способностей детей седьмого года жизни, одну из важных ролей играет живопись.
Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет занимает главное место. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природные, вечные философские идеи и фантастические образы.
Живопись - это одна из составляющих искусства. Искусство стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. Он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад ею жизни.
Изменяется восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе новою возрастного периода.
В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижению успехов в изобразительной деятельности детей. У такой мотивации, для дальнейшего развития, которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
В этом возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.
К семи годам дети более осознанно относятся ко всем видам деятельности, у них появляется оценка. Дети знакомятся с многими художественными произведениями живописи. В этом возрасте приобретают опыт восприятия произведений изобразительного и прикладного искусства. Эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и убранства помещений; могут сами участвовать в коллективной, декоративной дизайн – деятельности которая сегодня является одним из новых направлений детской деятельности.
К 7 годам ребёнок становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие творческих способностей оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных предметов, явлений и отношений между ними.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение её важно для дальнейшего развития интеллекта.
Семилетние дети подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребёнок соотносит с имеющимися в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения.
Основой формирования художественно-творческих способностей могут также выступать задатки.
Задатки – это природная основа, на которой развиваются: особенности нервной системы, мозга, тела. (21,с.43)
В возрасте семи лет, происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций (увеличивается сила мышц, нарастает объём движений, их скорость, точность, ритмичность, уточняется координация, улучшается осанка).
В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление, и происходит развитие моторики, у ребёнка вырабатывается «моторная память».
Моторная память — запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Их величины, амплитуды, скорости, темпа, последовательности. Воспроизведение всех этих сторон движения может осуществляться или путём выполнения реальных движений, или в форме двигательных представлений.
Следует иметь в виду, что изобразительные действия дошкольников в любом случае не успевают за быстро развивающимся замыслом. Поэтому возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии творчества.
В предшествующие периоды дошкольного детства дети уже познакомились с различными видами изобразительной деятельности. В старшем возрасте они имеют возможность полнее, разностороннее отражать в рисунке, лепке, аппликации предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним. Детское творчество привлекает наивностью образов, открытостью чувств.(21, с.49)
В изобразительной деятельности детей седьмого года жизни более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».
У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании с натуры дети передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования.
Композиция рисунков, характеризуется тем, что дети могут изображать предметы ближе - дальше. При этом они способны выделить главное («смысловой узел»), определить «место действия» (поляна, лес, интерьер комнаты); выделить особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа (добрый, веселый, страшный). Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание вновь воспроизвести тот или иной сюжет, добиваясь более качественного изображения.
Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции и сюжетные работы. Им интересно общаться со сверстниками, договариваться о содержании будущей работы, об участии каждого в общей композиции. Используя возможность материала - плотность гуаши. Дети старшего дошкольного возраста способны создавать художественный образ. Они передают свое отношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции, находят средства выразительности (линию, пятно, форму), в результате чего каждый рисунок приобретает неповторимую индивидуальность.