Содержание
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Формирование художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………..…….5
2 Роль живописи в формировании художественно-творческих способностей
детей 7-го года жизни………………………………………………………………10
3 Методы и приёмы формирования художественно-творческих
способностей детей семи лет на занятиях по живописи…………………………16
4 Диагностика художественно-творческих способностей
детей 7-го года жизни………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29
Приложение
Введение
Развитие творческих способностей детей - актуальнейшая проблема современной педагогики, так как это одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу как в сфере умений, так и в поиске творческих находок.
Проблемой развития художественно-творческих способностей дошкольников в разное время занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
Практический аспект реализации задачи развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по изобразительному искусству в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Тема данного педагогического исследования: Формирование художественно-творческих способностей дошкольников на занятиях живописью.
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей дошкольников в процессе занятия живописью.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме художественно-творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Изучение методов и приемов развития художественно-творческих способностей детей 7-го года жизни;
3. Диагностика художественно-творческих способностей детей подготовительной группы МДОУ №1 пос. Первомайский.
Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, основной части (включающий теоретические и практические вопросы), заключения, списка литературы, приложения.
1 Формирование художественно-творческих
способностей детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).
Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Способности к изобразительной деятельности в историческом плане развились в процессе труда, направленном на удовлетворение потребностей человека. Постепенно, по мере дальнейшего развития и совершенствования всего уклада жизни человека усложнялась и специфика художественного творчества. Одновременно развивались и те психические свойства человека, которые служили условием успешного выполнения изобразительной деятельности.
По мере исторического развития человечества менялось и содержание понятия «художественные способности». Развитие изобразительного искусства служило важнейшим условием развития художественного зрения. Следует подчеркнуть, что развитие художественных способностей, как и других способностей, в огромной мере определяется историческими условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности.
Художественные способности – психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. Существуют разные точки зрения на то, какие качества относятся к числу художественных способностей. Иногда под ними понимают исключительные способности к отдельным видам искусства. В этом случае способности к изобразительному искусству, например ищут главным образом в особенности зрительной системы человека (тонкость цветоразличия, зрительная память, координация глаза и руки, и пр.).
Согласно, другой точки зрения, в основе всех видов художественных способностей лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру. Художественные способности взаимодействуют со знаниями, умениями, навыками, в данной области, и развиваются успешно, когда потребность ребёнка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладеть недостающими, в чем ему и должен оказать помощь педагог.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.(12,с35)
Творческая способность формируется в единстве с другими способностями. Поэтому составляющие её психические свойства и качества - повышенная восприимчивость, образное видение, развитое творческое мышление, ассоциативное богатство чувственности и интеллекта – как раз обеспечивают их обладателю успех во всех видах творческой деятельности, завершающейся созданием продукта деятельности.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
- способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.