По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацней социальных реакции на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.
Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».
Понятие Я-концегшии появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы.
И.С. Кон определяет самосознание как «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности…, а его представление о себе самом складывается в определенный «образ Я». [23] Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Таким образом, он становится существом не только для других, но и для себя.
В современной психологической литературе выделяется несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе, или Я-концепции. Это понятие менее нейтральное, чем самосознание, за счет включения в себя оценочного компонента. Я-концепция есть динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс так определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем». [7]
Первые представления о «Я - концепции» принадлежат Джемсу, Кули, Миду.
Джемс говорит об интегральном Я, в котором выделяется: [9]
- Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный аспект);
- Я - как объект, содержание сознания в котором в свою очередь можно следующие моменты: Я духовное, Я материальное, Я социальное, Я физическое.
Кул и Мид подчеркивают ведущую роль социального взаимодействия, как источник «Я - концепции».
Э. Эриксон рассматривает проблематику «Я - концепции»сквозь призму эгоидентичности, понимаемой им как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер которого определяется особенностями данной культуры и возможностями индивида.
Рассматривал «Я - концепцию» и К. Роджерс в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я - концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение. [50]
Р. Бернс выделяет в «Я - концепции» три элемента:
1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими.
Определяют следующие функции «Я - концепции»:
1. «Я - концепция» определяет ориентацию опыта, т.е. у человека существует тенденция строить на основе своих образов не только поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как внутренний фильтр.
2. Она способствует внутренней согласованности личности и является источником того, как к человеку будут относиться.
Г. Олпорт считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.
У Спиркина категория Я занимает центральное место. [53] Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:
1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса, человек испытывает потребность в поддержании внутренней гармонии. Новый опыт, вступающий в противоречие с представлениями человека о самом себе, может приводить к ситуации психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет представление человека о том, что, по его мнению, должно произойти. К примеру, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. [7]
В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на себя. В составе установки обычно выделяют три главных элемента:
- убеждение, или когнитивная составляющая установки;
- эмоциональное отношение к этому убеждению, или оценочная составляющая;
- соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, или поведенческая составляющая.
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
Образ Я - представление индивида о самом себе. По сути, это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или статусные характеристики. Как отмечает И.С. Кон, «образ Я включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми». [23]
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. [41]
Каждая из самоустановок может быть рассмотрена в четырех основных аспектах: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я и, по меньшей мере, в трех модальностях:
1. Реальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, какой он на самом деле: как он воспринимает себя, свои актуальные способности, свой актуальный статус.
2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Эта модальность была предложена в начале 20 в. социологом Ч. Кули, согласно которому представление человека о самом себе («идея Я»), «складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения». [23]