Аромапрофилактика улучшает все показатели воздушной среды помещений, способствуя повышению ионизации и озонированию воздуха. Ароматы уничтожают специфический больничный запах. Ароматизированный воздух положительно действует на больного: повышает его иммунологическую реактивность, неспецифическую резистентность, способствует снижению сенсибилизации организма (микробной и лекарственной), регулирует функции сердечно-сосудистой, бронхолегочной и центральной нервной систем, что также положительно сказывается на больных. Следует подчеркнуть, что стоимость санации больничных помещений РАВ хвойных деревьев невысокая, она необременительна и для персонала.
Существует справедливое высказывание: «больного не вылечили, а выходили». Плохой уход — причина медленного выздоровления, тяжелых осложнений и даже смерти.
Мы коснемся лишь некоторых общих вопросов ухода за больными. У тяжелых, истощенных, послеоперационных больных, длительно находящихся в постели, во избежание пролежней следует протирать кожу крестца и поясницы два раза в сутки ароматизированной водой. Протирать во избежание опрелости паховые складки, подмышечные области. Следить за правильным уходом полости рта: полоскать рот после каждого приема пищи мятной ароматизированной водой.
При эмоциональной неустойчивости, легкой ранимости психики, капризности, плаксивости, плохом сне назначают аэроароматерапию с использованием эфирных масел, обладающих успокаивающим и снотворным эффектами по 1—2 капли на сахар, лучше с медом. Там, где возможен легкий массаж, его проводят с 2—3 каплями ЭМ, растворенного в растительном масле. Используемые эфирные масла: пихта, сосна, кедр.
В палатах с лежачими больными 1—2 раза в день желательно проводить биогенизацию воздуха ароматами растений. Основная цель ароматизации палат — профилактика стафилококковой инфекции и кандидоза, улучшение гигиенических качеств воздуха в палате (снятие больничного запаха), ионизация атмосферы и повышение ее энергетического потенциала, положительное эмоциональное действие ароматов на больного и на его функциональные системы.
Для повышения иммунологической реактивности и общей резистентности организма до и после операций рекомендуется использование ЭМ монарды, базилика, сосны, ели, кедра, лимона, розмарина, можжевельника, нероли, петигрейна, иланг-иланга, иссопа, ромашки.
Использование антибиотиков значительно повысило эффективность лечения заболеваний микробной природы. Однако вскоре выявились и отрицательные последствия антибиотикотерапии. Так, в результате широкого применения антибиотиков патогенные микроорганизмы порой достигают такой высокой степени устойчивости к ним, что дальнейшее использование этих препаратов с лечебной целью становится бессмысленным. В связи с этим преодоление резистентности микроорганизмов к антибиотикам или повышение их бактерицидной активности стало одной из центральных проблем современной химиотерапии [Герешин И.М., 1997].
Кроме того, при длительном применении антибиотиков у больных наблюдается снижение неспецифических механизмов защиты, нередки случаи подавления иммунологической реактивности, развития лекарственной аллергии и кандидозной инфекции, отмечается прямое отрицательное действие антибиотиков на соматические клетки [Кашкин К.П. и др., 1984].
Центральная проблема современной антибиотикотерапии — осложнения, которые она дает.
Наши исследования, проводившиеся в течение 11 лет, показали, что существенно возросло количество устойчивых и малочувствительных культур стафилококков и грамотрицательных палочек, выделенных от больных неспецифическими заболеваниями легких, к основным антибиотикам, используемым при терапии этих заболеваний.
Так, стафилококки нечувствительны к пенициллину в 60—80%, к тетрациклину и доксициклину — в 23,9—62,0% случаев. Более 60% стафилококков группы А устойчивы к тетрациклину, хлорам-фениколу, эритромицину и линкомицину. Протей в 90—100% слу¬чаях резистентен к полимиксину, линкомицину, тетрациклину, оле-андомицину, в 64,2—75,5% — к бензилпенициллину, ампициллину и стрептомицину. Нередко у бактерий регистрируется множественная устойчивость к разнообразным антибиотикам. Так, стафилококки полирезистентны к антибактериальным веществам у 54,8—98,5% больных, клебсиеллы — у 60,0%, протей — у 90,9%, синегнойные палочки — у 95,0%.
Профилактическое применение антибиотиков практически не снижает процента послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений, что обусловлено формированием новых форм микроорганизмов, устойчивых к применяемым препаратам.
В результате широкого использования антибиотиков патогенные микроорганизмы достигают такой высокой степени устойчивости к ним, что дальнейшее использование этих препаратов с лечебной целью порой становится бессмысленным.
С чем это связано? Установлено, что различные компоненты молекулярного устройства клетки легко вступают во взаимодействие с другими биомолекулами при наличии химического сродства, конгруэнтности между их активными центрами. Если, например, под влиянием антибиотиков в результате мутации у микроорганизма утрачивается стереохимическая комплементарность с антибиотиком, он не гибнет. Такие мутантные особи становятся родоначальниками новой расы, которая становится антибиотикорезистентной.
Длительное применение антибиотиков приводит к большим изменениям в составе микрофлоры и нарушению баланса между микрофлорой и организмом, быстрым изменением некоторых заразных болезней.
Причиной тому — широко используемая химиотерапия, которая ослабляет иммунологическую реактивность, дает различные реакции и осложнения. Примером может служить стафилококковая инфекция, которую совсем недавно собирались сдать в «музей». Однако она возродилась в видоизмененной форме и с новой силой угрожает людям.
В связи с антибиотикотерапией возникли и другие проблемы. В 70-е годы академик В.Д.Тимаков (1967, 1973) со своими сотрудниками показали, что при антибиотикотерапии различные микроорганизмы могут полностью или частично утрачивать клеточную стенку, сохраняя при этом исходную степень патогенности, свойственную родительской культуре, и способность к реверсии (возврату к исходной бактериальной форме).
Переменное существование возбудителя в бактериальной и L-форме может играть значительную роль при рецидивирующих формах инфекций, осложнять инфекционный процесс, снижать эффективность терапевтического воздействия, формировать бациллоносительство и создавать очаги инфекции.
Но антибиотики не только способствуют селекции резистентных штаммов микроорганизмов, трансформируют их в L-формы, вызывают мутационные изменения генетических структур бактерий, они подавляют иммунологическую реактивность, повышают кандидозное поражение органов и систем, вызывают лекарственную аллергию. Природа как бы мстит медицине за вмешательство в ее жизнь лекарствами. Происходит отбор самых стойких микроорганизмов, они изменяются, эволюционируют, ускользают от защитных сил организма, создавая возможность появления новых болезней.
Следует подчеркнуть, что антибиотики и до настоящего времени остаются весьма эффективными и порой незаменимыми средствами в медицине. Но осложнения, которые нередки при длительном их использовании, побуждают искать пути их преодоления.
Мы остановимся лишь на перспективности сочетанного применения антибиотиков с растительными ароматическими веществами. В нашей лаборатории показано, что эфирные масла обладают высокой бактерицидной активностью практически ко всем видам микроорганизмов и грибам, при длительном контакте которых с эфирными маслами они практически не вырабатывают к ним устойчивости и не вызывают мутаций. Особенно важно то, что эфирные масла и антибиотики проявляют синергизм в виде потенцирования эффектов противомикробного действия.
Ритмические изменения биологических процессов представляют собой универсальное явление в живых системах. Суточная (циркадная) ритмичность пронизывает все уровни организации живой системы, ей подчинены процессы, происходящие на клеточном, субклеточном, тканевом, органном уровнях вплоть до уровня целостного организма [Алякринский Б.С. и др., 1985; Деряпа Н.П. и др., 1985; Комаров Ф.И., 1985].
Основное направление изменения ритма — это его нестабильность, а отсюда и нестабильность организма. В начальных стадиях болезни это происходит за счет перегрузки регулирующих систем, а на поздних — за счет их истощения [Оранский И.Е., 1988].
В организме постоянно идет процесс приспособления к непрерывно меняющейся среде — адаптация. Противоречивость адаптационного процесса выступает в феномене биологического ритма, т.е. адаптационный процесс протекает в колебательном, волнообразном режиме. Поскольку проблемы адаптации тесно смыкаются с проблемой биологических ритмов, эти две проблемы нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Биологические ритмы обеспечивают адаптацию. С одной стороны, они поддерживают здоровье и работоспособность, с другой — тренируют защитные механизмы, чем и обеспечивают стабильность организма [Алякринский Б.С. и др., 1985].
Старение всегда вызывает нарушение биологических ритмов, что в свою очередь приводит к нарушению процессов адаптации и развитию различных хронических заболеваний, которые довольно часто встречаются в этом возрастном периоде.
Интересно, что выделение запаха растениями также характеризуется ритмичностью. Были изучены цветки одного вида жасмина. В темноте лепестки его цветков раскрываются, их аромат приманивает насекомых, которые опыляют цветки. Если срезанные ветки жасмина поставить в воду, ритм раскрывания и закрывания цветков сохраняется и в постоянной темноте и на постоянном свету. Даже лепестки жасмина, если их срезать и опустить наполовину в воду, издают аромат, но только ночью, т.е. периодичность появления аромата у жасмина заключена в механизме самого выделения запаха, а не в раскрывании и закрывании цветка.