На Аравийском полуострове для лечения зубов, укрепления десен применяли смолы финного дерева.
В средние века широко использовался янтарь для укрепления расшатанных зубов и при стоматите.
Во второй половине XX в. в стоматологии, особенно при зубных протезах, использовали воск, вторичные продукты эфиромасличного производства. Предпочтение отдавали воску розы, который обладает не только приятным запахом, но и бактерицидным действием. В наше время при различных стоматологических заболеваниях используют ЭМ разнообразных растений: при пародонтозе — ЭМ мелиссы, пихты, шалфея мускатного, ромашки, можжевельника; при гингивите — ЭМ аира, душицы, пихты, кедра, мумие, смолы мастике, янтаря, розы; при стоматите — ЭМ базилика эвгенольного, розы, шалфея, ромашки, эвкалипта, чайного дерева, аира, пихты, тимьяна, мумие, прополиса, смолы мастике.
ЭМ пихты применяют при пародонтозах и стоматитах с хорошим результатом. Ароматический воск в виде аппликаций стали использовать позже. Они дают положительные результаты по сравнению с традиционными способами практически у всех больных при лечении периодонтитов, гингивитов, кандидозного стоматита и др.
Лечение пародонтоза с использованием аппликации воска уже на 3—6-й день сопровождается улучшением: исчезают воспалительные явления, прекращаются кровоточивость десен и выделения из патологических карманов. Зубные протезы нарушают процессы самоочищения полости рта, изменяют качество и количество микрофлоры. Все это нередко вызывает развитие кандидозов, периодонтитов, гингивитов, кандидозного стоматита. Воск применяют для нанесения их на базис в первые дни ношения протезов. Он стимулирует регенерацию слизистой оболочки, ускоряет процессы адаптации к съемным протезам, эффективен при лечении заболеваний и осложнений, возникающих при ношении протезов.
С целью сохранения протезов от микроорганизмов, улучшения состояния протезного ложа, поддерживающего ткани полости рта в здоровом гигиеническом состоянии, в съемные протезы вводят склориол (один из компонентов эфирных масел), который оказывает противовоспалительное и бактерицидное действие.
При стоматитах отмечено позитивное действие воска розы, шалфея, лаванды на ткани протезного поля и слизистую оболочку полости рта, для профилактики активности микрофлоры рта и профилактики различных воспалительных процессов.
Используют эфирное масло лаванды с сухой фракцией лечебной грязи и белой глины для воздействия на микрофлору кариозной полости; эфирное масло шалфея, лаванды и розы в сочетании с антибиотиками применяют при лечении кариеса. Эфирное масло шалфея самостоятельно или в сочетании с морской солью эффективно при лечении корневого пульпита. При этом острый воспалительный процесс в пульпе затухает, предотвращается его переход в хроническую стадию. Эфирные масла используют при язвенном стоматите, причем через 6 дней наступают грануляция язвенного дна и выздоровление. Для лечения хронического рецидивирующего афтозного стоматита с успехом используют эфирное масло розы. При этом сроки лечения сокращаются на 3—4 дня, ускоряются процессы регенерации, одновременно проводится профилактика вторичной инфекции.
Конкреты и воск шалфея, лаванды, розы и других эфироносов при их отдельном и сочетанном использовании эффективны при лечении заболеваний и осложнений, возникающих при ношении протезов. Они подавляют активность микрофлоры полости рта, способствуют профилактике различных воспалительных процессов, оказывают обезболивающее, спазмолитическое и десенсибилизирующее действие и стимулируют репаративные процессы и эпителизацию.
В комплексном лечении заболеваний тканей пародонта при воспалительно-дистрофических формах у 342 человек применяли воска в виде аппликаций в соотношении: воск шалфея мускатного — 60%, воск лаванды — 20%, воск розы — 20%. Температура воска 40 °С. Длительность процедуры 40—50 мин. Курс лечения — 12— 15 процедур.
Клинико-лабораторные наблюдения эффективности лечения больных с заболеванием пародонта с включением воска показали, что он является одним из важных звеньев лечения при ликвидации воспаления.
В стоматологии используют следующие эфирные масла и композиции.
Стоматит — воспаление слизистой оболочки полости рта. Существуют разные формы стоматита. Он может протекать в острой и хронической форме. Состав композиции: шалфей — 1 капля, лаванда — 1 капля, чайное дерево — 2 капли. Композицию растворяют в стакане воды для полоскания.
Зубная боль. Первая помощь — приложить к больному зубу и десне ватный тампон, пропитанный гвоздичным маслом — 3 капли, лавандой — 2 капли, а к щеке — горячий компресс с ЭМ ромашки (2 части ЭМ на 10 частей подсолнечного масла). Если воспалилась десна, к пораженному участку приложить вату с розой или ромашкой. Эта срочная помощь не может заменить обращение к стоматологу.
Гингивит. При гингивитах помогает компресс, пропитанный эфирным маслом кипариса и розы по 1 капле на полстакана воды.
Пародонтоз — хроническое заболевание окружающих зубы тканей (пародонта). Считают, что основную роль играет недостаточное питание околозубной ткани вследствие нарушений в сосудах и нервах пародонта.
Периодонтит — воспаление окружающих корень зуба тканей (периодонта). Используемые эфирные масла — пихта, сосна, ель, ромашка, шалфей, мирра, мята, гвоздика, найоли, лаванда, тысячелистник.
При пародонтозе процедуру, если разрешит врач, можно проводить самому — на указательный палец намотать бинт в 2—3 слоя, смочить его 2—3 каплями ЭМ, разведенного 1:1 растительным маслом, и массировать десны снаружи и изнутри, добавив при этом на бинт ЭМ еще один раз. По окончании процедуры протереть зубы. Продолжительность лечения 25—30 дней. Через 5—6 мес курс лечения повторяют.
Для профилактики гингивита, стоматита, кариеса зубов необходимо ежедневное полоскание рта чайным деревом: 2 капли на полстакана воды
В XX столетии за всю историю человечества произошло резкое изменение возрастного состава населения: увеличилось количество людей старших возрастов.
Организация гериатрической службы стала конкретной задачей органов здравоохранения.
Нисходящий период развития человека наступает с 30—35 лет, когда начинается переход из молодого возраста в зрелый. Ощутимые изменения, свидетельствующие о старении, как правило, наблюдаются после 45 лет. По данным ВОЗ, более 20% людей в возрасте 65 лет и старше сохраняют свою профессиональную трудоспособность и воспринимают физиологическую старость не ранее чем с 75 лет.
Оптимизм, жизнерадостность достигаются не покоем, не уходом от психических, эмоциональных встрясок, не ограждением от происходящих событий, безучастным отношением к окружающим, а активностью, высоким уровнем работоспособности, интересом по отношению к происходящему, многогранностью общения с миром.
Под руководством Института геронтологии РАМН было исследовано около 40 000 людей в возрасте 80 лет и старше. Обнаружено, что более 36% из них являются практически здоровыми, достигшими физиологической старости. Продолжение трудовой деятельности после перехода на пенсию оказалось мощным фактором в борьбе с преждевременным старением людей пожилого возраста, что имеет не только социальную, но и экономическую значимость. Пожилой возраст несет с собой много ценных положительных качеств: человек становится рассудительным, мудрым в оценке фактов и явлений. Трудно переоценить эти качества. Опыт и зрелость всегда были функцией времени. Люди пожилого возраста многое видели и пережили, научились отличать хорошее от дурного, правду от фальши и лжи, а способность суждения — один из наиболее значительных показателей уровня интеллекта. «Старость социально полезна, — отмечает отечественный геронтолог З.Г.Френкель, — ибо старики, богатые опытом и выучкой, обладают способностью к широкому синтезу, которого не хватает у молодых. Идеи и факты они умеют претворять в жизненные правила». И.В.Давыдовский подчеркивает: «Старость — это не столько прожитое, сколько нажитое в процессе взаимодействия с внешней средой. Неверно, что старость — это только спад, минус..».
Из истории науки, искусства, философии и политики можно привести много примеров полного сохранения высокого интеллекта в глубокой старости. Старый человек сохраняет свой интеллект, и, как правило, это период мудрости, когда рассудительность достигает полного расцвета. У представителей творческих профессий наблюдается дальнейшее увеличение интеллектуальных способностей. «Меня, — писал лауреат Нобелевской премии Г.Селье, — редко спрашивают о планах на будущее. Многие полагают, что, когда человеку далеко за семьдесят, творческие планы не играют в его жизни существенной роли. Что касается меня, мне нужно закончить ряд исследований. Будущее и прошлое для меня слиты».
Примерами долгожителей при сохранении своего интеллекта могут служить также Л.Н.Толстой — 82 года, И.Ньютон — 84 года, Ж.Сименон — 86 лет.
И далее: «Меня вдохновляет пример Томаса Манна, который написал «Доктора Фауста», когда ему было за семьдесят, а «Феликса Круля», когда ему было почти восемьдесят. А вспомните творческие успехи, которых в преклонном возрасте достигли Микеланджело, Пикассо, Тосканини, Артур Рубинштейн, И.П.Павлов, Бертран Рассел! Я часто думаю о своем преклонном возрасте и полагаю, что каждый период в жизни человека имеет слои преимущества. У нас накапливается громадный опыт». Однако эти слова Г.Селье не похвала старости, это признание того, что есть в действительности. Геронтологи пришли к выводу: удается не стареть именно тем, кто не хочет стареть, т.е. не только стремится дожить до старости, до пенсии и «скрипеть» как можно дольше, а те, кто хотят полноценно трудиться без каких-либо скидок на возраст, кто любит жизнь во всех ее проявлениях, природу, кто умеет радоваться и любоваться творениями Создателя и любит Его.