AT положительно влияла на местный иммунитет не только в эксперименте, но и у больных ХБ. Так, низкие показатели альвеолярных макрофагов и высокий уровень лизоцима при АТ имели тенденцию к нормализации. Достоверно повышалась жизнеспособность клеток, улучшались резервные возможности альвеолярных макрофагов, что проявлялось восстановлением у них числа рецепторов, повышением поглотительной сопособности, нормализацией внутриклеточного метаболизма.
Таким образом, при курсовом вдыхании РАВ наблюдаются увеличение количества Т-лимфоцитов, повышение их функциональной активности, нормализация функциональной активности В-лимфоцитов, уровня IgG, увеличение количества АОК в селезенке животных и резкое повышение продукции антител в ответ на введение антигена. Повышается фагоцитарная активность макрофагов. Действие РАВ направлено и на Т-супрессоры, что вызывает ограничение их функции.
В наших экспериментальных исследованиях у РАВ эфирных масел были обнаружены иммунотропные свойства. Однако степень их воздействия на иммунную систему в целом и на ее отдельные звенья была различной. Выраженную иммуностимулирующую активность в отношении Т-звена иммунной системы проявили РАВ масла монарды дудчатой, в отношении В-звена — эвкалипт и полынь лимонная. Иммуномодулирующая активность выявлена также у РАВ базилика, жасмина, пихты, гвоздики, шалфея. Стимулирующее действие некоторых РАВ проявлялось в наибольшей степени на фоне снижения иммунологической реактивности, что характерно для многих известных иммуномодуляторов, таких, как Т-активин, тималин, левамизол.
Растительные ароматические вещества и факторы неспецифической защиты. У человека наряду со специфическими (иммунологическими) формами реагирования сохранились более древние, стереотипные неспецифические защитные реакции. К ним относятся лизоцим, бетализины, пропердин, интерферон, комплемент и др. Около 95% биологических видов, населяющих нашу планету, обеспечивают свой гомеостаз только с помощью ФНЗ, без участия иммунных механизмов.
Рис. 10. Влияние РАВ на резистентность животных к различным воздействиям.
а — контроль; б — опыт; 1 — выживаемость при генерализованной инфекции; 2 — выживаемость после смертельного облучения (1000 R); 3 — устойчивость к вирусной и микоплазменной инфекции.
Механизмы неспецифической защиты являются авангардными и обеспечивают первую линию защиты широкого диапазона. Они включаются через несколько часов и даже минут в различного рода экстремальных ситуациях.
В наших исследованиях показано, что выживаемость мышей при экспериментальной генерализованной инфекции в опытной группе, где был проведен курс ароматопрофилактики, была в 2 с лишним раза выше, чем в контрольной группе. Выживаемость мышей после смертельного облучения в опытной группе была в 5 раз выше, чем в контрольной (они погибали от генерализованной инфекции). Уровень защиты кур-бройлеров при инфекционном ларинготрахеите под влиянием РАВ в опытной группе повышался более чем в 2 раза по сравнению с контрольной, где РАВ не вводились (рис. 10).
Под воздействием РАВ нарастал уровень лизоцима в крови больных хроническим бронхитом, повышалась фагоцитарная активность лейкоцитов, что сочеталось с клиническим улучшением.
В экспериментах было выявлено, что ЭМ монарды и базилика в 2,4—2,8 раза повышали активность перитонеальных макрофагов.
При этом исходно низкая фагоцитарная активность стимулировалась, исходно высокая — снижалась до нормальных показателей.
У облученных крыс, защищенных РАВ, уровень лизоцима соответствовал показателям интактных животных (в контрольной группе он был снижен в 1,5—2 раза). Выявлено четкое иммуномодулирующее действие ЭМ как in vitro, так и in vivo на фагоцитарную активность перитонеальных макрофагов.
РАВ благоприятно влияет на естественную резистентность организма. РАВ мяты, котовника, базилика, розы и др. способствуют нарастанию титра комплемента, лизоцима, нормальных гемолизинов и общей гемолитической активности крови, оказывают выраженный стимулирующий эффект на ФАЛ, макрофаги и функцию ретикулоэндотелиальной системы. РАВ шалфея, эвкалипта, монарды и др. повышают бактерицидность не только кожи, но и слизистой оболочки рта. При этом в крови увеличиваются гуморальные факторы неспецифической защиты.
Аллергия и растительные ароматические вещества. Под понятием «аллергия» подразумевают иммунную реакцию организма, сопровождающуюся повреждением собственных тканей.
Аллергию и иммунитет объединяет принципиальная однотипность иммунологических механизмов, лежащих в основе аллергии и иммунитета. Различия между реакциями иммунитета и аллергии характеризуются тем, что последние сопровождаются повреждением (воспаление, отек, бронхоспазм), т.е. один и тот же иммунологический процесс в организме может привести к совершенно диаметрально противоположному состоянию защиты и беззащитности — гиперчувствительности.
Таким образом, аллергия — это иммунная реакция организма, сопровождающаяся повреждением собственной ткани. Для практической медицины важен тот факт, что аллергический компонент в виде воспаления играет ведущую роль в патогенезе многих очаговых инфекций.
К 80-м годам, по данным Всемирной организации здравоохра¬нения, аллергия по распространенности вышла на третье место в мире. Более 74 детей страдали различными формами аллергии, более 10% взрослых на планете стали астматиками. В последние годы число больных аллергическими заболеваниями резко увеличивается.
Практических врачей обычно беспокоит вопрос: обладают ли РАВ, используемые при ароматерапии, аллергенными свойствами, поскольку у больных ХБ нередко наблюдается атопическая или лекарственная аллергия. В связи с этим мы попытались изучить этот вопрос.
Как показали наши исследования, некоторые РАВ снижали у животных реакции на стафилококковый аллерген. Это свидетельствует о том, что РАВ обладают противоаллергическим действием. Также установлено, что ингаляционное введение яичного белка предварительно сенсибилизированным морским свинкам сопровождалось развитием анафилактической реакции средней степени выраженности без гибели животных. Однако если животные одновременно с сенсибилизацией и в течение двух последних дней вдыхали РАВ, признаков анафилактической реакции в ответ на ингаляционное введение разрешающей дозы антигена не отмечалось. Трехкратное ингаляционное введение РАВ базилика, проведенное одновременно с сенсибилизацией, сопровождалось практически полным подавлением анафилактической реакции на введение разрешающей дозы антигена в дыхательные пути. РАВ лавра проявляли сходную активность, однако менее выраженную. Введение исследованных ЭМ непосредственно в дыхательные пути в экспериментах не оказывало какого-либо заметного аллергизирующего действия, поскольку при многократных воздействиях аллергические реакции не развивались.
За последние 50 лет на территории бывшего СССР неоднократно имели место факты крупномасштабного радиоактивного загрязнения местности и связанные с ними факты радиационного воздействия на громадные контингенты людей. Население загрязненных территорий подвергается воздействию радиации. Состояние здоровья населения в некоторых из этих регионов приблизилось к критическому уровню. В связи с этим перед органами здравоохранения встали вопросы, связанные с преодолением последствий аварий. Кроме того, развитию ядерной энергетики, несмотря на дискуссию о целесообразности использования АЭС, нет альтернативы.
Профилактика, направленная на снижение отрицательного действия на человека радиации, включает в себя назначение радиозащитных средств.
Старые известные радиопротекторы и средства терапии оказались неэффективными из-за их токсичности и побочных эффектов. Возникла необходимость в принципиально новых противолучевых средствах, обладающих иммуномодулирующими антиоксидантными, адаптогенными свойствами. К таковым относятся растительные фенольные соединения, антиоксидантные витамины и др. [Барабой В.А., 1984]. Изучение биологической активности РАВ позволило предположить наличие у них радиопротекторных свойств, поскольку они, как показали наши исследования, обладают иммуностимулирующей активностью, выраженным бактерицидным действием широкого спектра; весьма значительной антиоксидантной активностью; противовоспалительным и гипосенсибилизирующим действием; способностью стимулировать синтез ДНК, клеточную пролиферацию, ингибировать проницаемость цитоплазматических мембран; положительно влиять на дыхательную, сердечно-сосудистую, центральную, нервную, эндокринную и ферментную системы.
Исследованиями наших сотрудников показано, что курс АТ при смертельных дозах облучения животных стимулировал иммунный ответ, способствовал увеличению количества ядросодержащих клеток, повышению уровня окислительной активности и окисляемости липидов, снижению тяжести эндогенной инфекции и повышению выживаемости до 53,8% против 7,7% в контроле (при наблюдении в течение 30 дней).
В используемых концентрациях РАВ нетоксичны даже при длительном применении. Окончание курса воздействия РАВ может быть отсрочено по отношению к облучению на несколько дней (в наших экспериментах до 2 дней). Некоторые РАВ нельзя отнести к типичным химическим протекторам. В отличие от известных протекторов радиопротекторный эффект РАВ регистрируется и при хроническом облучении. Они могут использоваться как индивидуально, так и массово во время отдыха и работы. Стоимость профилактических мероприятий крайне низкая.