В связи с ухудшением экологической обстановки в последние годы ставится вопрос об использовании в профилактических целях антимутагенов, способных защитить генетический аппарат. Вещества, обладающие антимутагенной активностью, известны, но их широкое применение может привести к угнетению иммунной системы и снижению защитных сил организма. РАВ относятся к веществам, которые способны защитить наследственный аппарат. Они препятствуют действию мутагенов на генетический аппарат. Так, обладая высокой антирадикальной активностью, они способны защитить его от действия ПОЛ, активно влиять на синтез ДНК и ее репарацию при повреждении.
В наше время почти каждый человек подвержен действию неблагоприятных экологических факторов. В связи с этим на повестку дня встали вопросы поиска средств первичной профилактики, способных снизить действие на человека вредных экологических факторов и повысить его компенсаторные возможности. В этой ситуации встал вопрос: «Какие профилактические мероприятия проводить?» Ведь особенность неблагоприятной экологической обстановки состоит в том, что необходимость в проведении профилактических мероприятий важна не только для работников предприятий, но и для населения, не связанного с производством, проживающего в зонах воздействия малых интенсивностей. А это огромные контингенты людей и колоссальные средства.
Известно, что многие компоненты РАВ по химической структуре, биологическому и фармакологическому действию близки к эндогенным соединениям, участвующим в биорегуляции физиологических систем организма. Это важно, поскольку патогенез различных форм патологии, обусловленной экологическими факторами, характеризуется не только сложностью и многогранностью, но и «поломкой» систем регуляции.
Важно также то, что РАВ оказывают биологическое и физиологическое действие в природных концентрациях порядка 0,1—0,5 мг/м.куб. При этом ответная реакция организма бывает значительно более выраженной по силе, чем при прямом воздействии препарата, т.е. лечебный эффект проявляется в ответной реакции организма, что более физиологично, поскольку это связано с перестройкой многих его систем за счет биорегулирующих эффектов, обусловленных РАВ. Необходимость в проведении профилактических мероприятий важна не только для работников предприятий, но и для населения, не связанного с производством, но проживающего в зонах малых интенсивностей.
В связи с возрастающими экологическими нагрузками на окружающую среду растения — продуценты РАВ — стали играть все большую роль в ее биологическом самоочищении. Они поддерживают в атмосфере оптимальное соотношение СО2 и О2, регулируют климатический и водный режим.
Несмотря на то что лесные экосистемы, выделяющие в атмосферу РАВ, являются фактором экологической оптимизации окружающей среды, люди постоянно и настойчиво истребляют зеленый покров планеты. Уничтожение растительности, которое происходит в XX в., несет опасность нарушения биологической устойчивости на нашей планете. Только благодаря растениям человек окончательно не погубил атмосферу нашей планеты. Люди должны усвоить: если мы хотим мирно сосуществовать с природой, к ней необходимо бережное отношение, ее надо защищать, особенно сейчас, когда признаки грозящей катастрофы стали очевидными.
В 1914 г. разразилась первая мировая война. Большое количество раненых, послераневые осложнения, отморожения — все это требовало врачебной помощи. В то время не было ни сульфаниламидов, ни антибиотиков, но сырьевая база для лечения в России была огромная. В первую мировую войну в Российской армии использовали пихтовый бальзам, лук, а также чесночный разведенный сок для лечения гнойных ран, обработки и лечения свежих огнестрельных повреждений, воспалительных процессов и долго не заживающих ран.
Лук и чеснок использовали также в виде настойки в компрессах для профилактики раневой инфекции и гангрены.
Во время первой мировой войны в госпиталях Европы применяли повязки с ароматическими маслами. Они обладали бактерицидным и ранозаживляющим действием. Употреблялись влажные повязки с водной эмульсией эфирных масел, а также жирные ароматические повязки. Эфирные масла способствовали быстрому заживлению ран, препятствовали распространению инфекции, токсическим проявлениям и развитию рубцов. Эфирные масла эффективно излечивали гангренозные осложнения. Важно и то, что организм не привыкает к ароматическим лечебным средствам, которые при локальном использовании воздействуют на весь организм. Применяли также тимьян и ромашку в качестве антисептических и дезинфицирующих средств. Для лечения ран использовалось эфирное масло чайного дерева.
В годы Великой Отечественной войны были разработаны пихтовая мазь для лечения долго не заживающих ран, пихтовый бальзам для обработки и лечения свежих ран. Использовали также бальзам, приготовленный из живицы сибирской пихты. Он способствовал очищению раны и регенерации ткани. Применяли пихтовую мазь. Эфирное масло хорошо проникало через кожный покров к очагу воспаления. Успешно лечили долго не заживающие раны пихтовым маслом, смешанным с медом. В случаях, когда в раневом отделяемом наряду со стафилококками высевались стрептококки, хороший эффект оказывала комбинация лавандового масла с маслом полыни лимонной.
Чесночный сок подавлял инфицированный очаг и блокировал развитие воспалительного процесса. Фитонцидный препарат чеснока в виде 50% мази вызывал заживление ран у раненых с угнетенными процессами регенерации.
В годы Великой Отечественной войны использовался также настой березовых листьев и березовых почек, которые содержат от 3,5 до 5,3% эфирных масел и витамин С. Настой употребляли как противоцинготное и общеукрепляющее средство, при трофических язвах, экземе, при подагре, остеохондрозе, желчнокаменной болезни, производственной патологии для выведения из организма шлаков.
В послевоенные годы в СССР производство эфирных масел достигло высокого уровня. Во многих регионах страны — в Крыму, на Кавказе, Украине, Краснодарском крае и в других районах — были созданы эфиромасличные совхозы, заводы. В стране производилось около 1500 т в год 40 различных эфирных масел. В значительном количестве возделывались кориандр, анис, фенхель, тмин, укроп, мята, лаванда, шалфей мускатный, герань, базилик эвгенольный, роза эфиромасличная; в небольшом количестве — розмарин, фиалка душистая, эвкалипт, пачули, жасмин настоящий; из дикорастущих — аир, азалия, дубовый мох, ладанник, полынь лимонная. В процессе введения в культуру находились лавандин, непета, бархатцы.
Резко повысились требования к качеству эфирных масел. На каждый вид эфирного масла дается сертификат, характеризующий его качество (до 14 показателей).
Эфирные масла экспортировались за границу и приносили немалый доход. К сожалению, в наше время эфиромасличное производство пришло в упадок.
Эфирные масла использовались в СССР как составная часть некоторых фармацевтических препаратов: роватинекс, пектусин, артемидол, эфкамон, пинабин, ингалипт, валокордин, энатин, цистенал и др.
В первой половине XX в. начались исследования, направленные на выяснение биологической активности эфирных масел. В 1904 г. Кутберт Холл показал, что антисептическое действие эвкалиптового масла значительно сильнее действия эвкалиптола — его основного компонента.
В 1909 г. русский физиолог А.В.Семичев установил, что мятное, бергамотовое, коричное, розовое, лимонное и другие масла понижают газообмен у животных, а запах мускуса, наоборот, повышает его.
Вопросы действия запахов на человека интересовали академиков В.М.Бехтерева и И.П.Павлова.
В 1937 г. в СССР вышла книга Д.Н.Бекетовского «Введение в изучение лекарственных и ароматических растений»; в 1938 г. — труд Б.Берниса и соавт. «Чувствительность обоняния». В 1939 г. советский физиолог Д.И.Шатенштейн доказал, что некоторые обонятельные раздражения повышают работоспособность человека. Он выпустил книгу «Регуляция физиологических процессов при работе». В 1948 г. вышла монография С.В.Кравкова «Влияние запахов на цветное зрение», а в 1958 г. — «Взаимодействие органов чувств». В 1950 г. вышла книга В.Бронштейна «Вкус и обоняние», в 1977 г. — «Обонятельные рецепторы позвоночных» и др.
Основоположник учения о фитонцидах Б.П.Токин считал, что растительные ароматические вещества — фитонциды — эволюционный и экологический фактор. Эти взгляды были подтверждены многочисленными данными. А.М.Гродзинский считает, что РАВ обладают способностью нейтрализовать токсичные газы. Это связано с тем, что они могут реагировать с молекулами и частицами загрязнений, способствуя их осаждению и выпадению из зоны реакции, т.е. растительные ароматические вещества — лучшие санитары загрязненной атмосферы.
М.Т.Дмитриев и др. в 1970—1980 гг. показали, что основными носителями свежести и полноценности воздуха являются озон, отрицательные ионы, растительные ароматические вещества, которые в немалой степени способствуют формированию микроклимата и оздоровлению окружающей среды.
Р.Гаттерфорс, изучавший ранозаживляющее действие эфирных масел, выявил среди них такие, которые ускоряют этот процесс. Он работал также и в области дерматологии и косметологии.
Большой вклад в изучение свойств эфирных масел внес французский исследователь Жан Вальне. Во время второй мировой войны он использовал масла для лечения ран и установил, что они способствовали ослаблению или полному подавлению инфекционного процесса.
В 1964 г. вышла книга Ж.Вальне «Ароматерапия», где приведена характеристика биологических эффектов эфирных масел. Ж.Вальне много сил отдал подготовке врачей по ароматерапии.
Представляют интерес исследования итальянских ученых. Д.Фенароли в 1963 г. представил данные о действии на организм эфирных масел и их компонентов.