Смекни!
smekni.com

Производство по применению принудительных мер медицинского характера (стр. 4 из 6)

В судебном заседании должны быть проверены доказательства, устанавливающие или опровергающие совершение данным лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, заслушано заключение экспертов о психическом состоянии обвиняемого и проверены другие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Вопрос о применении принудительных мер медицинского характера решается в судебном заседании с вызовом потерпевших, свидетелей и экспертов. При их неявке в судебное заседание вопрос о возможности отложения рассмотрения дела разрешается судом в соответствии с требованиями ст. 20 (всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела), 253 (последствия неявки потерпевшего), 277 (разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц).

Акт судебно-психиатрической экспертизы о невменяемости, как и иные доказательства, подлежит оценке судом. Суд оценивает также рекомендации экспертов-психиатров о применении к невменяемому принудительной меры медицинского характера.

При судебном разбирательстве о применении принудительных мер медицинского характера судебные прения не открываются; слово лицу, в отношении которого рассматривается дело, если оно было вызвано в судебное заседание и заслушано судом, как правило, не предоставляется.

По окончании судебного следствия суд заслушивает мнение прокурора и защитника по вопросам: имело ли место общественно опасное деяние, совершено ли оно данным лицом, вменяемо оно или нет, является ли оно общественно опасным, необходимо ли применить к нему принудительную меру медицинского характера, какую именно.

Прокурор и защитник вправе поставить перед судом вопрос о прекращении дела производством, о возвращении его для дополнительного расследования.

3.3 Разрешение дела судом

Согласно ст. 409 УПК суд разрешает дело своим определением, которое выносится в совещательной комнате.

При вынесении определения суд должен разрешить следующие вопросы:

1) имело ли место общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом;

2) совершило ли это деяние лицо, о котором рассматривается дело;

3) совершило ли данное лицо общественно опасное деяние в состоянии невменяемости;

4) заболело ли данное лицо после совершения преступления душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, и не является ли это заболевание временным расстройством душевной деятельности, требующим лишь приостановления производства по делу;

5) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.

Суд не может разрешить ни один последующий вопрос до решения предыдущего.

Разрешив первые четыре вопроса, суд, однако не может сразу же перейти к обсуждению вопроса о применении (или неприменении) принудительных мер. Для этого ему нужно ответить еще на один прямо не указанный в ст. 409 вопрос: является ли лицо, в отношении которого рассматривается дело, общественно опасным ко времени рассмотрения дела (ч. 1 ст. 410).

Лишь ответив на этот промежуточный вопрос, суд может завершить формулировку всех необходимых фактических и юридических оснований для ответа на последний из указанных в статье 409 вопросов.

Кроме указанных в ст. 409 УПК РСФСР вопросов, в зависимости от обстоятельств дела, суд разрешает и ряд других вопросов: о судьбе вещественных доказательств; об оплате труда адвоката, участвующего в деле по назначению; о мерах попечения о детях; об охране имущества лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера; и др.

Обсуждение и разрешение вопросов осуществляется в совещательной комнате. В ходе обсуждения председательствующий обязан обращать внимание на то, чтобы в формулировке вопросе не подсказывался вариант решения. Окончательное решение по всем обсуждаемым вопросам формулируется в определении суда, которое подписывается всеми судьями. Определение оглашается в судебном заседании.

3.4 Определение суда

Согласно ч. 1 ст. 410 УПК РСФСР признав доказанным совершение данным лицом в состоянии невменяемости общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, или что это лицо после совершения преступления заболело хронической душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, суд выносит определение.

Определение может быть одно из следующих:

- об освобождении лица от уголовной ответственности и назначении ему принудительных мер медицинского характера (если общественно опасное деяние совершено им в состоянии невменяемости);

- об освобождении лица от наказания и назначения ему принудительных мер медицинского характера (если оно заболело душевной болезнью после совершения преступления, но до вынесения приговора, или во время отбывания наказания);

- о прекращении дела и неприменении принудительных мер медицинского характера в случаях, когда лицо по характеру совершенного им деяния и своему болезненному состоянию не представляет опасности для общества и не нуждается в принудительном лечении. Прекращая производство в отношении душевнобольного, суд обязан известить от этом соответствующий орган здравоохранения для организации необходимого наблюдения за ним и его лечения.

Кроме того, прекращение дела может иметь место:

- по одному из оснований, предусмотренных ст. 5 УКП РСФСР;

- в связи с недоказанностью участия лица в совершении общественно опасного деяния, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств.

Для большей наглядности вопросы, которые должны быть разрешены в определении суда приведены на схеме 3.

Верховный Суд РФ разъяснил, что при необходимости суд, не возвращая дело на дополнительное расследование*, должен сам назначить в отношении лица, о котором рассматривается дело, стационарную судебно-психиатрическую экспертизу.

Согласно ч. 2 ст. 410 УПК РСФСР признав, что невменяемость лица, о котором рассматривается дело, не установлена или что заболевание лица, совершившего преступление, не устраняет применение к нему мер наказания, суд своим определением возвращает дело для производства дополнительного расследования и дальнейшего направления дела в общем порядке[**].


Схема 3.

Назначая принудительную меру медицинского характера, суд избирает ее вид в зависимости от душевного заболевания лица, характера и степени общественной опасности совершенного им деяния.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройства, не исключающих их вменяемости, и если указанные лица по своему психическому состоянию не нуждаются в помещении в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 104 УК РФ).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре. Принудительное лечение может осуществляться в психиатрических стационарах трех видов: общего типа; специализированного типа; специализированного типа с интенсивным наблюдением. Определяемый тип психиатрического стационара зависит от характера наблюдения, который должен быть установлен в отношении лица, страдающего психическим расстройством: нуждается ли оно только в стационарном лечении и наблюдении и не требует интенсивного наблюдения, либо оно требует постоянного наблюдения, либо требует постоянного и интенсивного наблюдения.

При применении указанных мер суд в резолютивной части определения указывает конкретную принудительную меру медицинского характера. Определение больницы, где лицо должно проходить лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения.

Если лицо, совершившее общественно опасное деяние, впало в реактивное состояние, а судебно-психиатрическая экспертиза не может дать заключение о его вменяемости или невменяемости и если оно по характеру совершенных действий и своему психическому состоянию представляет опасность для общества и нуждается в принудительном лечении, суд применяет к этому лицу принудительную меру медицинского характера и в соответствии с ч. 2 ст. 257 УКП РПСФСР приостанавливает производство по делу до выздоровления этого лица (Бюл. ВС РСФСР, 1991, № 10, с. 5; 1993, № 1, с. 7).

Если в ходе судебного разбирательства дела, поступившего с обвинительным заключением, выявятся обстоятельства, свидетельствующие о том, что лицо, в отношении которого рассматривается дело, совершило общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболело после совершения преступления, суд на основании ст. 305 УКП РСФСР вправе закончить разбирательство, не возвращая дело на дополнительное расследование, и применить к данному лицу принудительную меру медицинского характера.

В случае совершения несколькими лицами общественно опасного деяния суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о виновности одних и о вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера в отношении других, совершивших указанное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления.

Если совместное рассмотрение дела в отношении названных лиц невозможно, материалы о применении принудительных мер медицинского характера следует выделить в отдельное производство. Однако непременным условием выделения дела должно быть соблюдение требования закона (ст. 26 УПК РСФСР) о том, что такое решение допускается только в случаях, вызываемых необходимостью и если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела (Бюл. ВС СССР, 1979, № 4, с. 8; 1984, № 3, с. 35).