Обосновывая активность субъекта в познании, нельзя забывать, что субъект познания всегда детерминирован социальными условиями, психическими особенностями человека и особенностями его телесной организации. Эта детерминация вызывает ряд трудностей в осуществлении познания, которые были проанализированы в XVII веке английским философом Френсисом Бэконом (1561-1626).
Ф. Бэкон определил четыре основные причины, мешающие получению истинного знания о действительности. Эти помехи познанию он назвал «идолами» (или «призраками»). Ф. Бэкон говорил о следующих четырех «идолах», связанных с особенностями познающего субъекта:
1. «Идолы» рода (несовершенство органов чувств, физиологическая ограниченность ума).
2. «Идолы» пещеры (индивидуальные недостатки, обусловленные воспитанием).
3. «Идолы» рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение).
4. «Идолы» театра (слепая вера в авторитеты).
Первый и второй виды трудностей Ф.Бэкон объясняет индивидуальными особенностями человека, третья и четвертая помехи познанию возникают у человека под влиянием других людей.
Проблема: Возможно ли получить в процессе научного познания истинное знание о мире?
В истории философии нет единого мнения по этой проблеме. Сложный характер процесса познания, отсутствие на каждом этапе познания адекватных методов получения нового знания породили особое направление в гносеологии – агностицизм.
Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов действительности.
В истории философии агностицизм существовал в разных формах. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм античных философов (Пиррон, Протагор (480-410 г.г до н.э.). Скептицизм базируется на утверждении, что о любом предмете можно высказать различное мнение, каждое из которых будет правильным для того, кто его высказал.
В Новое время агностицизм связан с субъективно-идеалистическим направлением в философии. Английские философы Дж.Беркли и Д. Юм (1711-1804) считали, что человек не может выйти за пределы своего восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его восприятиях (предметы – комплексы восприятий).
Своеобразное теоретическое обоснование слабости человеческого разума в его попытках получить достоверное знание о мире было дано немецким философом И. Кантом (1724-1804). Агностицизм Канта основан на утверждении, что человек может познать только то, как вещи являются ему, то есть внешние, данные в чувствах свойства и признаки предметов, а сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.
В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (лат ratio – разум). Иррационализм антисциентисткой философии («философия жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) связан с утверждением, что человек не может познать существующее научными средствами; мир человека не познается, а переживается. Ф. Ницше говорил, что научные понятия это фикции, непригодные для объяснения жизни.
Агностицизм в познании обусловлен следующими причинами:
1. Субъективизм процесса познания.
2. Сложность процесса познания.
3. Отсутствие абсолютного критерия истины полученного знания.
Вопрос 2. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы
Познавая действительность, исследователь активизирует свои чувственно-сенситивные и мыслительные способности.
Процесс познания начинается с чувственного восприятия действительности. Органы чувств это своеобразные окна, которые дают возможность человеку получить информацию о мире.
Чувственное познание – непосредственное познание действительности, осуществляемое с помощью органов чувств.
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
- потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими);
- органы чувств дают тот минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным, чтобы многосторонне познать объекты;
- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью чувственных образов.
Чувственно познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие и представление.
Ощущение – отражение в сознании одной стороны предмета. Л. Фейербах назвал ощущение «субъективным образом объективного мира». Это означает, что ощущение есть единство объективного (содержание ощущений – предметы внешнего мира, существующие в форме образов) и субъективного (духовные образы создаются человеком как субъектом познания и принадлежат духовному миру субъекта).
Человек, познавая мир с помощью органов чувств, никогда не имеет в сознании отдельные стороны предмета, он всегда создает (отражает) его целостный образ. Поэтому второй формой чувственного познания является восприятие – целостный чувственный образ предмета.
На основе восприятия возможно возникновение представления, которое является третьей формой чувственного познания. Представление – воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов.
В представлении отражаются общие признаки предметов, поэтому оно представляет общезначимую схему чувственного образа предмета, и является шагом к возникновению абстрактного мышления, рационального познания.
На основе представления человек может осуществлять такой психический процесс, как воображение. Воображение – способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества.
Способность человека к абстрактному мышлению выступает основой рационального познания. Абстрактное мышление – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания.
Отличие рационального познания от чувственного познания заключается в том, что манипуляции с предметом осуществляются в мышлении без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом. Объективно существующий предмет в процессе его мысленного исследования замещается идеальным образом, своей общезначимой схемой, символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Поэтому принципиальное различие между чувственным и рациональным познанием заключается в способности выразить предмет в слове. Чувственное знание – невербализованное знание о предмете. Знание, получаемое на уровне абстрактного мышления, всегда вербализовано (лат. verbum – слово), то есть, выражено в слове, в языке.
Основой рационального познания являются процессы абстрагирования и обобщения.
Абстрагирование (лат.abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.
Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем.
Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики. Можно сказать, что мыслительная деятельность осуществляется в логических образах (понятиях), изучаемых логикой. Логические знания и нормы составляют логический аспект методологии.
Основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.
В любом понятии выделяют содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, характеризующих отражаемый объект.
Объем понятия – совокупность тех объектов, на которые распространяется это понятие, то есть, совокупность объектов, обладающих данными признаками.
Например, к содержанию понятия «треугольник» могут относиться: геометрическая фигура, наличие трех сторон, наличие трех углов и др., а объемом же этого понятия будут все треугольники. Соотношение объема и содержания понятия обратно пропорционально: чем уже объем понятия, тем шире его содержание. Например, понятие «треугольник» по содержанию шире, чем понятие «геометрическая фигура» поскольку в это понятие включаются все признаки треугольника, но по объему это понятие уже, так как в понятие «геометрическая фигура» включаются другие виды геометрических фигур. Это понятие как бы порождает понятие «треугольник», поэтому его называют «родовым», а понятие «треугольник» – видовым.
Языковой формой понятия является слово. В логике определяемый предмет может обозначаться символом, знаком, в отношении которого возможны все мыслительные операции.
Более сложной формой рационального познания является суждение.
Суждение – форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение характеризует связь между понятиями, его языковой формой является предложение.