Смекни!
smekni.com

«Революция 1917 г и Гражданская война в России» (стр. 11 из 14)

В каждом суждении обязательно есть предмет мысли (называемый в логике субъектом суждения и обозначаемый буквой «S») и то, что мыслится об этом предмете (информация о признаках, наличествующих или отсутствующих в предмете называется в логике предикатом суждения и обозначается буквой «Р»). Символически суждение может быть выражено в таком, например виде: «S – P», что означает «предмет S обладает признаком Р».

На основе суждений человек формирует умозаключение.

Умозаключение – форма мышления, представляющая выведение нового знания (новых суждений) на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения.

На основе умозаключений строится доказательство.

Доказательство – логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность некоего суждения. Обратная процедура, в процессе которой обосновывается ложность некоего положения, называется опровержением.

Логическое доказательство строится на «выведении» истинности обосновываемого суждения. Оно включает в свою структуру три момента: тезис – выдвигаемое суждение, истинность (или ложность) которого нужно обосновать; аргументы, - совокупность положений, с помощью которых обосновывается истинность (ложность) тезиса; демонстрация – выявление и показ следования истинности (ложности) тезиса из используемых аргументов.

Чувственное и рациональное познание характеризуются следующими особенностями:

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание

Рациональное познание

1. Непосредственное отражение действительности 2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов 3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов 1. Опосредованное отражение действительности 2. Формы абстрактного мышления лишены наглядности 3. Отражаются существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.

Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Проблема: Дано ли знание человеку от природы, или он получает его извне? Что является источником истинного знания?

В истории философии сложились две точки зрения по вопросу о том, что является источником достоверного знания – чувства или разум: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (лат.sensus – чувство) – направление в философии, абсолютизирующее роль чувств в познании, утверждающее, что источником истинного знания являются данные, полученные с помощью органов чувств.

Ярким представителем сенсуализма в истории философии является английский философ Джон Локк (1632-1704), создавший концепцию «чистой доски (tabula rasa)». Согласно этой концепции, все человеческие знания приобретаются в процессе воздействия предметов природы на органы чувств человека. В сознание человека изначально, от рождения нет никакого знания, оно представляет «чистую доску», на которой природа пишет свои письмена.

Важное значение в гносеологии имеет положение о первичных и вторичных качествах вещей, разработанное Дж. Локком. Локк считал, что все вещи обладают двумя видами качеств. Первичными он называл такие качества, которые адекватны существующим вне человека вещам и не зависят от того, как воспринимает их человек. Это такие качества, как протяжение, фигура, движение, покой, плотность. Наряду с первичными качествами существуют вторичные качества, которые неадекватны вещам и появляются только при взаимодействии этих вещей с человеком. Это такие качества, как цвет, вкус, запах. Учение о первичных и вторичных качествах обнажило сложную гносеологическую проблему: соответствуют ли образы вещей самим вещам? Эта философская проблема имеет и естественнонаучный аспект: существуют ли в самих вещах такие качества как цвет, звук, запах или они возникают только в процессе взаимодействия вещей с органами чувств человека?

К сенсуализму близко направление эмпиризма (греч. empeiria - опыт), суть которого заключается в обосновании превалирующей роли опытных, экспериментальных данных как основы познания. На позициях эмпиризма стоял английский философ Ф. Бэкон.

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в философии, утверждающее, что источником истинного знания является разум.

Платон (427-347 г.г. до н.э.) впервые в философии обосновал рационалистическую позицию в гносеологии, выдвинув идею «анамнезиса» (припоминания) как процесса познания. Платон утверждал, что все знания от рождения заложены в разуме человека, но он о них не помнит. Достаточно приложить некоторые усилия, как душа начинает вспоминать знание, которое в ней было заложено. Эту идею Платон обосновал в диалоге «Менон»[1].

Р. Декарт (1596-1650) также был убежден в том, что в душе человека (то есть в его разуме) есть врожденные идеи, самоочевидные истины, которые являются основой познания. Эти врожденные идеи ясны и самоочевидны, они раскрываются человеку в интуиции.

И. Кант (1724-1804) критиковал теорию врожденных идей Р. Декарта, однако, защищая позицию рационализма, обосновывал положение о наличии в разуме человека априорных (лат. a priory – изначально, до опыта), трансцендентальных форм, с помощью которых осуществляется процесс познания. Вопрос о том, даны ли человеку эти формы от рождения, или человек их получает в процессе своей жизни, Кант не ставит – он констатирует факт, что в разуме человека есть некие всеобщие формы, одинаковые для всех людей и с помощью этих форм упорядочивается материал, которые дают органы чувств, формируются законы разных наук.

Идеи рационализма получили новое звучание в связи с концепцией «архетипического (греч. arche – начало и typos – образ)» знания, разработанной швейцарским психологом К.-Г. Юнгом (1875-1961). Архетипы, по Юнгу, - структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основы общечеловеческой символики.

В современном постпозитивизме термин «рационализм» используется в другом значении. К. Поппер, представитель такой разновидности постпозитивизма как «критический рационализм» писал: «Я использую слово «рационализм» для того, чтобы указать, грубо говоря, позицию, которая стремится решать как можно больше проблем посредством апелляции к разуму, то есть к ясному мышлению, и опыту, а не посредством апелляции к эмоциям и страстям» (Popper K. The Open Society and its Enemies. – L., 1973, p. 224)

Вопрос 3. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.

Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным.

Ложное знание (ложь) – знание, не соответствующее действительности, преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Заблуждение – знание, не соответствующее действительности, непреднамеренное искажение действительности.

Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.

В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская.

В корреспондентной концепции (теории соответствия) используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название. В рамках аристотелевского понимания истины сложилось понимание объективной истины. Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания. Положение (знание) считается истинным, если оно логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории. К данной концептуальной позиции примыкают представители позитивизма, неопозитивизма. В позитивизме широко используется принцип конвенционализма, согласно которому истина есть результат соглашения между учеными.

В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс. В прагматизме основным критерием истины является практика.

Истина – это не застывшее знание, она постоянно развивается, поэтому истину можно рассматривать как процесс проникновения субъекта в сущность предметов.

Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?

Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.

Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.

Любая истина является относительной, потому что, во-первых, любое знание является верным только для определенных условий. Во-вторых, любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.

С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, то есть, то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.