Смекни!
smekni.com

«Революция 1917 г и Гражданская война в России» (стр. 12 из 14)

Абсолютная и относительная истины есть разные характеристики одного знания, иными словами одно и то же знание является одновременно и абсолютно и относительной истиной. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины проявляется в следующем:

1. Абсолютная истина складывается из относительных истин, поскольку знание об объекте развивается и углубляется.

2. Относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины, поскольку в главных признаках соответствует действительности.

Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм.

Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.

Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.

Проблема: Существует ли критерий истинности знания? Можно ли проверить достоверность, истинность полученных в познании знаний, убедиться в том, что они соответствуют действительности?

Проблема критерия истинности знания обостряется в связи с ростом абстрактности научного знания, отрывом его от наглядности, что во многом обусловлено его математизацией.

Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.

Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Практика определяется как целенаправленная материальная деятельность людей, в процессе которой они преобразуют мир, и изменяются сами. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что все знания, проверенные в практических действиях людей, могут считаться истинными. Вследствие этого можно считать практику абсолютным критерием истины. Однако, этот критерий вместе с тем и относительный, поскольку нельзя проверить на практике все знания, получаемые человеком. Поэтому в современной науке практический критерий, как правило, дополняется логическим.

Литература

Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: Проспект, 2007. - Разд. П, гл. VII, VIII, X.

Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М.: РОССПЭН, 2007.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008.

Вопросы для самопроверки

1. Какую деятельность человека можно назвать познавательной?

2. Какие могут быть виды познавательной деятельности?

3. Какова структура познавательной деятельности?

4. Какую роль в познании играет субъект?

5. Что такое чувственное познание и в каких формах оно осуществляется?

6. Что такое рациональное познание и в каких формах оно осуществляется?

7. В чем различие между чувственным и рациональным познанием?

8. Что такое сенсуализм и рационализм?

9. Какие концепции истины известны в философии?

10. Как связаны абсолютная и относительная истины?

11. Что такое догматизм и релятивизм?

12. Что является критерием истины?

2.1.2. Дидактический материал по теме «Познание»

2.1.2.1. Терминологический словарь темы «Познание»

Агностицизм - направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира. Яркий представитель - Иммануил Кант (1724-1804), утверждавший, что сущность вещей (вещь в себе) непознаваема.

Восприятие - форма чувственного познания, целостный чувственный образ объекта.

Гносеология (греч. gnosis – знание и logos- учение) – раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, выявляются условия достоверности и истинности познания

Знание – результат процесса познания, идеальное отражение действительности в сознании человека.

Истина - содержание знаний, которое соответствует действительности.

Конвенционализм - концепция истины, согласно которой истинными считаются те знания, с которыми согласны ученые определенного научного сообщества.

Ощущение - форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных сторон объекта.

Познание - активная духовная деятельность человека, целью которой является получение нового знания.

Представление - форма чувственного познания, воспроизведение в сознании образов ранее воспринимаемых объектов. Общезначимый чувственный образ объекта.

Понятие - форма рационального познания, отражение в сознании общих и существенных признаков предмета.

Рационализм - направление в гносеологии, абсолютизирующее роль разума как источника знаний.

Рациональное познание - этап познания, опосредованное познание мира с помощью разума.

Сенсуализм - направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств как источника знаний.

Суждение - форма рационального познания, в которой утверждается или отрицается наличие признака у предмета.

Умозаключение - форма рационального познания, выведение нового знания на основе связи между суждениями.

Чувственное познание - этап познания, непосредственное познание мира с помощью органов чувств.

2.1.2.2. Краткий конспект лекции по теме «Познание» со схемами и рисунками

Гносеология (теория познания) изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, научная или художественная.

Структура познавательного процесса


Объект познания – часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Субъект познания – человек, обладающий сознанием, активно взаимодействующий с объектом с целью получения нового знания.

Почему человек - главный элемент познавательного процесса?





Проблема: может ли человек получить достоверное знание о мире в процессе познания?

Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов действительности.

Исторические формы агностицизма

1. Скептицизм античных философов (Пиррон, Протагор (480-410 г.г до н.э.) – базируется на утверждении, что о любом предмете можно высказать различное мнение, каждое из которых будет правильным для того, кто его высказал.

2.

Агностицизм английского философа Д. Юма (1711-1804) – связан
с утверждением, что человек не может выйти за пределы своего восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его восприятиях (предметы – комплексы восприятий).

3.

Агностицизм немецкого философа И. Канта (1724-1804) – основан на утверждении, что человек может познать только то, как вещи являются ему, а сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.

4. Иррационализм антисциентистской философии («философия жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) – связан с утверждением, что человек не может познать мир, который им переживается, научными средствами. Ф. Ницше говорил, что научные понятия это фикции, непригодные для объяснения жизни.

Процесс познания начинается с чувственного восприятия действительности.


Ощущение – отражение в сознании одной стороны предмета.

Ощущение - субъективный образ объективного мира: ощущение есть единство объективного (содержание ощущений – предметы внешнего мира, существующие в форме образов) и субъективного (духовные образы создаются человеком как субъектом познания и принадлежат духовному миру субъекта).

Восприятие – целостный чувственный образ предмета.

Представление – воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов.

В представлении отражаются общие признаки предметов, поэтому оно представляет общезначимую схему чувственного образа предмета, и является шагом к возникновению абстрактного мышления, рационального познания.