Смекни!
smekni.com

«Революция 1917 г и Гражданская война в России» (стр. 13 из 14)


Принципиальное различие между чувственным и рациональным познанием заключается в способности выразить предмет в слове. Чувственное знание – невербализованное знание о предмете. Знание, получаемое на уровне абстрактного мышления, всегда вербализовано (лат. verbum – слово), то есть, выражено в слове, в языке.

Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.

Формы рационального познания

Понятие – форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.

Суждение – форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение характеризует связь между понятиями, его языковой формой является предложение.

Умозаключение – форма мышления, представляющая выведение нового знания (новых суждений) на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения.

На основе умозаключений строится доказательство.

Доказательство – логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность некоего суждения. Обратная процедура, в процессе которой обосновывается ложность некоего положения, называется опровержением.

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание

Рациональное познание

1. Непосредственное отражение действительности 2. Отражение осуществляется в форме наглядных образов 3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов 1. Опосредованное отражение действительности 2. Формы абстрактного мышления лишены наглядности 3. Отражаются существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.

Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. В истории философии эта взаимосвязь понималась по-разному.

Сенсуализм (лат sensus – чувство) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств в познании, утверждающее, что только чувства являются источником истинного знания (Дж. Локк, Л. Фейербах).

Эмпиризм (греч. empeiriа – опыт) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль опытного знания (Ф. Бэкон).

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, преувеличивающее роль абстрактного мышления в познании, утверждающее, что разум - основной источник истинного знания (Р. Декарт, Г. Лейбниц).

Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.

В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская.

В корреспондентной концепции используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название.

В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания.

В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс. В прагматизме основным критерием истины является практика.

Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов.

Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.

Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.


С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.


Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм.

Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.

Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.

Проблема: Существует ли абсолютный критерий истинности знания?

Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.

Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

1. Английский философ 17 в. Ф. Бэкон исследовал четыре типа заблуждений, или "идолов", мешающих человеку правильно познать мир":

1. "Идолы" рода (несовершенство органов чувств, физиологическая ограниченность ума);

2. "Идолы рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение, доверять словам);

3. "Идолы" пещеры (индивидуальные недостатки человека, обусловленные воспитанием);

4. "Идолы" театра (слепая вера в авторитеты).

Опишите конкретные примеры каждого вида заблуждений. Объясните, как можно бороться с этими "идолами".

Учебная литература

Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009.

Философия. Учебное пособие. Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2006. – Разд. 3, гл. V.

Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 4-е изд. - М.:Проспект, 2090. - Разд. П, гл. VII, VIII, X.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

2.1.2.3. Фрагменты первоисточников и проблемные вопросы по теме «Познание»

Вымысел, ложь, заблуждение – вечные спутники истины

В. С. Соловьев – русский философ, публицист, поэт.

< ... > Мы знаем, что не есть истина, – именно вымысел, ложь и

заблуждение; мы знаем, что это неистинное хотя и существует, но существует только в субъекте (в его мысли и слове), вне его не имеет никакого бытия. Таков существенный характер неистинного: мы именно потому и признаем вымысел или заблуждение таковыми, то есть неистинными, что они не существуют вне субъекта, лишены объективного бытия. Но если таков характеристический признак неистинного, то характеристический признак истины будет, очевидно, заключаться в противоположном, именно в бытии вне субъекта или в объективной реальности.

Таким образом, общее различие между истинным и ложным предполагает различие между тем, что существует только в субъекте (в субъективном сознании), и тем, что имеет бытие и вне субъекта и что мы называем реальным предметом или вещью.

< ... >

Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Владимир Соловьев. Философское начало цельного знания. – Минск, 1999. – С. 662–663.

Вопросы и задания по фрагменту:

1. Опираясь на данный фрагмент, попытайтесь определить

принципиальные отличия истины от заблуждения, вымысла и лжи.

2. Согласны ли вы с подзаголовком фрагмента? Действительно ли

вечными спутниками истины являются вымысел, ложь, заблуждение? Аргументируйте свой ответ.

Человечество в поисках истины

Л. Шестов – философ и литературовед.

Знаменитое аристотелевское определение: «Говорить, что есть, о том,

что есть, и говорить, что нет, о том, чего нет, – значит утверждать истину, говорить же, что есть, о том, чего нет, и нет о том, что есть, – значит утверждать ложь» – это определение жило в душах древних, как оно живо и в

наших душах, несмотря на то что теории познания столько раз доказывали его несостоятельность. Но для нужд здравого смысла и для нужд научного исследования оно совершенно достаточно. Тела от теплоты расширяются, от холода сжимаются: и кузнец, которому нужно насадить шину на колесо, и ученый-физик, который развивает мудреную теорию теплоты, равно почитают истинным это утверждение, так как оно построено по правилу Аристотеля. Даже при самых сложных научных спорах – Коперника с Птолемеем, Эйнштейна с Ньютоном, Лобачевского с Эвклидом – оно сохраняет свою силу. Поэтому, о чем бы ученые ни спорили, им никогда и на ум не приходит поставить вопрос: что такое истина? Заранее уверены, что знают, что такое истина, и что все, Птолемей и Коперник, Эйнштейн и Ньютон, кузнец и плотник, когда ищут истину, ищут одного и того же, так что в этом отношении ученый и здравомыслящий обыватель ничем друг от друга не отличаются.