В последнее время все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании находят деловые (имитационные) игры Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры.
Технология организации дидактических игр
Этап подготовки игры | Разработка игры | Разработка сценария; План деловой игры; Общее описание игры; Инструктаж; Материальное обеспечение. |
Ввод в игру | Постановка проблемы и цели; Условия игры; Регламент и правила; Распределение ролей; Формирование групп; Консультации. | |
Этап проведения игры | Групповая работа над заданием | Работа с источником; Тренинг; Мозговой штурм; Работа с игротехником. |
Межгрупповая дискуссия | Выступления групп; Защита результатов; Правила дискуссии; Работа экспертов. | |
Этап анализа и обобщения | Выход из игры; Анализ и рефлексия; Оценка и самооценка работы; Выводы и обобщения; Рекомендации для дальнейшей работы. |
Настольные игры по теме «Познание»
Философская игра-крестословица
После того, как Вы заполните все горизонтальные строки, в вертикальном столбце прочитаете название одной из форм агностицизма.
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 |
1. Знание, соответствующее действительности. 2. Обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания. 3. Немецкий философ-материалист Х1Х в., основатель диалектического и исторического материализма. 4. Процесс мысленного расчленения объекта на составные части и изучение их. 5. Направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира. 6. Утверждение, что все истины являются абсолютными. 7. Научное предположение. 8. Форма рационального познания. 9. Критерий истины. 10. Целенаправленное восприятие объекта в процессе его познания. 11. Форма чувственного познания. 12. Процесс получения нового знания. 13. Английский философ-агностик ХVIII в.
Деловая (имитационная) игра по теме «Государственное регулирование национальной экономики»
В данной игре моделируется деятельность центральных органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной банковской системы. Рассматриваются цели и механизмы проведения налоговой политики, операций банка на открытом рынке. Показаны закономерности кривой Лаффера, процессы возникновения банковской «маржи».
Условия игры: Имитируется влияние государства на объемы производства и прибыль автомобильных компаний.
Начальная группа делится на четыре части, которые представляют.
1-я - Министерство финансов (МФ);
2-я - Федеральный банк (ФБ);
3-я - Коммерческие банки (КБ);
4-я - собственников и управляющих автомобильных фирм - автопромышленники (АП). Каждая из групп выполняет в ходе игры свои функции, однако, все должны понимать имитирующую ситуацию и содержание действий других групп.
Условия игры:
В автомобилестроении сложилась ситуация, когда возможные объемы производства приведут к образованию значительного излишка данной продукции (влияние мирового рынка, экспорта и импорта в игре не учитывается). В этих условиях государство принимает меры по «охлаждению» бума. Определив потребность в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя бесконечно поднимать бесконечно, их предельная величина - на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, недостаточно для снижения уровня инвестиций. Поэтому в дополнении к налогам используются и кредитные методы влияния.
Федеральный банк выпускает облигации, для изъятия излишних кредитных ресурсов коммерческих банков. Параллельно с этим ФБ поднимает учетную ставку процента по кредитам, предоставляемым частными банками. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента по кредиту для АП. Автопромышленники, которые планируют взять кредиты в КБ значительные суммы кредита, после поднятия процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все применяемые мероприятия, снижают возможность капиталовложений в такой мере, в какой необходимо, по расчетам государственных органов, для предупреждения перепроизводства и сбалансированности спроса и предложения на автомобильном рынке. Такой ход игры
Для конкретных расчетов необходимо учитывать исходные данные. Ожидаемый спрос на автомобили в течение года - 10 млн. шт. Средняя цена автомобиля (в игре цена совпадает со стоимостью) - 2,2 тыс. долл. Норма прибыли в отрасли - 10%. Существует налог на прибыль - 40%. При данных государственных органов, автопромышленность имеет возможность снижения объема производства в полтора раза. Какие в этой ситуации действия каждой группы?
Задачи для Министерства финансов.
1. Рассчитайте сумму прибыли Р1 и инвестиционных ресурсов К1 (капитала) при возможном производстве 15 млн. шт. автомобилей, учитывая, что норма прибыли равна 10% (Р : К = 0,1), а Ц = Р + К = 2,2 тыс. долл. за каждый автомобиль.
2. Рассчитайте аналогичные величины Р2 и К2 при производстве 10 млн. шт. автомобилей. Это необходимо для того, чтобы знать, насколько должны снизиться капиталовложения для сбалансирования рынка. Рассчитайте эту величину: К1 - К2 - излишек капиталовложений.
3. Существующий уровень налога на прибыль - 40%. По экономическим расчетам МФ повышение налога на 2 процентных пункты ведет к снижению капиталовложений в производство на 2%, но поднимать налоги до уровня выше 50% нельзя: это может слишком резко снизить инвестиции, подорвать предприимчивость. Рассчитайте, насколько понизятся инвестиции при повышении министерством финансов налога с 40 до 50%. Будет ли этот объем вложений (КЗ) превышать необходимый - К2? Если так, то сообщите КЗ и К2 федеральному банку - дальше действия будут осуществляться ими.
4. Рассчитайте сумму налоговых поступлений в бюджет:
- при ставке налога 40% и объема производства 15 млн. шт.;
- при ставке 50% и объеме 10 млн. шт.
5. Объясните, почему при более высокой ставке налога поступления в бюджет не растут, а снижаются.
Задачи для Федерального банка.
1. Получите от МФ данные о ресурсах капитала, оставшихся после налогового воздействия в руках КБ и АП (КЗ) и необходимый объем капиталовложений для обеспечения рыночного равновесия (К2).
2. От частных коммерческих банков ФБ запрашивает следующие данные:
- сколько свободных денежных средств находится в системе КБ (обозначим эту величину как Д1);
- какой объем кредита планируется взять АП в банках (обозначим эту величину Г2).
3. Рассчитайте, сколько собственных ресурсов капитала (СК) и АП (СК= КЗ - Д 2).
4. ФБ должен своими действиями, во-первых, уменьшить количество кредитных ресурсов в КБ и, во-вторых, затруднить получение кредита промышленниками. Для этого ФБ выпускает облигации под высокий процент. Их покупают КБ - им это выгодно, так как вложение в государственные облигации принесет прибыли больше, денег, чем которые КБ могут дать в качестве кредита автопромышленникам. Однако сумма облигаций не должна превышать 4 млрд. долл., иначе государству будет тяжело выплачивать проценты по облигациям. Рассчитайте, сколько средств останется в КБ (ДЗ = Д1 - 4 млрд. долл.).