Смекни!
smekni.com

«Революция 1917 г и Гражданская война в России» (стр. 9 из 14)

10. Введение правительством максимальной цены на товар приводят:

a. К затовариванию на рынке.

b. К дефициту товара на рынке.

c. К увеличению государственных расходов на закупку у производителей избыточной продукции.

d. Не оказывает влияния на ситуацию на рынке.

11. Излишек потребителя – это:

a. Сумма денег, которую экономят все потребители на рынке в результате покупки товара по единой рыночной цене.

b. Та сумма, которую теряет потребитель в результате покупки товара по рыночной цене.

c. Выигрыш, который получают все члены общества в результате сделок по единой рыночной цене.

d. Сумма денег, которую экономит потребитель, приобретая товар по цене, которая является ниже рыночной.

12. Какое из перечисленных ниже явлений является примером положительного внешнего эффекта

a. Борьба с загрязнением окружающей среды.

b. Медицинское страхование работников предприятия.

c. Реклама на улицах города.

d. Научно-технический прогресс.

13. Внешние эффекты – это:

a. Результаты производства и потребления товаров и услуг, которые не учитываются в рыночной цене.

b. Затраты производителей, не связанные с производством товаров.

c. Влияние интересов производителей на политический курс государства.

14. Чистые общественные блага обладают свойствами:

a. Неконкурентности и исключаемости.

b. Конкурентности и исключаемости.

c. Неисключаемости и конкурентности.

d. Неконкурентности и неисключаемости.

15. Примером чистого общественного блага может служить:

a. Медицинское обслуживание.

b. Обучение в Вузе.

c. Городской транспорт.

d. Национальная оборона страны.

2 ЭТАП. РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

2.1. Разработка мультимедийного обеспечения инновационной методики проведения занятий по обществознанию по теме «Познание»

2.1.1. Электронная лекция и презентация по теме «Познание»

ЛЕКЦИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

Гаранина Ольга Денисовна, проф. МГТУГА

Вопросы

1. Многообразие видов познания. Субъект и объект познания.

2. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

3. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.

Ключевые понятия

Познание, агностицизм, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, рационализм, истина, конвенционализм.

Вопрос 1. Многообразие видов познания. Субъект и объект познания

Гносеология (греч. gnosis – знание и logos- учение) – раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Гносеология (теория познания) изучает всеобщие характеристики познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, научная или художественная.

Познание – деятельность человека, целью которой является получение нового знания.

Познание осуществляется на основе отражения мира (объективного и субъективного) в сознании человека. Отражение дает возможность получить информацию о мире, которая в процессе познания превращается в знание, то есть устойчивую систему представлений о мире.

Виды познавательной деятельности многообразны. Выделим наиболее значимые.

А) Обыденное познание, осуществляемое в процессе обыденной, повседневной жизни. Результатом обыденного познания являются элементарные сведения о природе, человеке и обществе. Эти сведения подтверждаются жизненным опытом человека, они не отражают сущности явлений, часто фрагментарны.

Б) Художественное познание, осуществляемое в процессе создания и восприятия художественных образов – произведений искусства. Через художественные образы люди познают красоту и гармонию мира, учатся эмоциональному восприятию объектов.

В) Игровое познание, формами которого являются ритуальные действия, спортивные игры, деловые игры, в результате участия в которых человек получает определенные знания о действиях с объектами, о способах общения.

Г) Философское познание, целью которого является создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание направлено на выработку у человека системы взглядов о мире в целом, обоснование смысла жизни, определение всеобщих принципов познания и преобразования мира.

Д) Религиозное познание, заключающееся в объяснении мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.

Е) Научное познание (исследование мира научными методами с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития).

В структуре познавательной деятельности выделяют три основных компонента: субъект познания, объект познания и средства познания.

Объектом познания является часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Следует отличать понятие «объект познания» от понятия «объективная реальность», поскольку, во-первых, понятие объективная реальность отражает все явления, существующие вне и независимо от сознания субъекта, а объектом познания может стать только то явление объективной реальности, на которое направлен познавательный интерес субъекта. Во-вторых, в качестве объекта познания могут выступать также явления субъективной реальности, например, объектом психологии является психика человека, то есть мышление, эмоции, чувства, ориентации и другие идеальные явления.

Субъект познания – человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной деятельности.

Человек как субъект познания использует в процессе познания биологические качества (слух, зрение, осязание и др.), психические качества (память, мышление, особенности восприятия и др.), социальные качества (идеалы, знания, нравственные свойства и др.)

Проблема: Активен или пассивен субъект в процессе познания? Подобен ли человек зеркалу, отражающему объективный мир, или он активно участвует в познавательном процессе?

Как было объяснено в предыдущей лекции, сознание не существует вне и независимо от субъекта, а знание представляет содержание сознания, поэтому знание и процесс его получения не могут существовать независимо от субъекта. Активность субъекта в познавательном процессе обусловлена тем, что он определяет цели познания; выбирает объект познания; выбирает методы познания и осуществляет оценку результатов познания. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что субъект активно влияет на процесс познания, на содержание получаемых знаний.

Проблема влияния субъекта на процесс познания активно исследуется в феноменологии. Основатель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938), анализируя содержание сознания и особенности познания объектов человеком, вводит понятия «горизонт сознания» и «жизненный мир».

Горизонт сознания – содержание сознания, на «фоне» которого осуществляется познание объекта. Гуссерль различает «внутренний горизонт», под которым он понимает тот слой сознания, который непосредственно связан с познаваемым объектом; и «внешний горизонт», под которым он понимает более глубокие слои сознания, прошлый опыт субъекта, постепенно включаемый им в познавательный процесс.

Однако феноменологи считают, что не только наличное содержание сознания оказывает влияние на то, как объект воспринимается субъектом, то есть на смысл, составляющий ядро познаваемого объекта, но и повседневная обыденная жизнь человека, называемая Гуссерлем «жизненным миром».

Жизненный мир – это сфера «известного всем», «непосредственно-очевидное». Все, что составляет жизненный опыт человека, все, что проверено, апробировано им в разных житейских ситуациях включается Гуссерлем в содержание жизненного мира, который оказывает огромное влияние на научное познание объектов каждым конкретным человеком.

Особенности жизненного мира, под влиянием которого формируется горизонт сознания субъекта, создают определенное смысловое поле, в котором начинает существовать объект познания для человека. Психологией доказано, что в любом восприятии действительности человеком присутствует смысловой момент. Присутствие смыслового момента в восприятии объекта хорошо иллюстрирует знаменитая картинка, которую иногда называют «утко-кроликом» Л. Витгенштейна. Хотя проекция контура, изображенного на картинке, на сетчатке глаза остается постоянной, мы видим на рисунке то утку, то кролика в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленной картинке.

Субъект познавательной деятельности, будь то отдельный ученый или сообщество ученых, является частью человеческой цивилизации, того или иного общества, нации, социального слоя, а поэтому ему свойственны определенная система социальных ценностей, в рамках которой и через призму которой осуществляется его творческая деятельность. К социальным ценностям относятся этические (добро, справедливость и т. п.), политические, мировоззренческие, эстетические и др., а ориентация на эти ценности является социальной ориентацией ученого. Социальная ориентация (социальная позиция) ориентирует ученого на отбор «важной», «существенной» информации в соответствии с личностно-общественными интересами. Такой выбор информации производится любым ученым в любой отрасли знания.

Ориентация на социальные ценности проявляется достаточно ярко при выборе проблематики исследований (для некоторых ученых это означает смену направления исследований). Главным стимулом научного поиска при этом выступают, прежде всего, вненаучные ценности. Так, предпочтение, отдаваемое ныне экологической проблематике, не в последнюю очередь определяется ценностными аспектами дела охраны природной среды. Ориентация на социальные ценности (то есть на то, что является предположительно наиболее полезным для общества в данный момент) во многом определяет развертывание работ в области атомной энергетики, компьютерной техники, освоения космоса, генной инженерии и других областях знания. С ценностной ориентацией исследований связан также вопрос о моральной ответственности ученых.