Второй программой является книга Елены Кузьменковой и Галины Рысиной «Воспитание будущего читателя. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет», которая представляет собой оригинальную методику приобщения малышей дошкольного возраста к миру Книги. Методика предполагает не только знакомство детей с литературными произведениями, но и активное проживание детьми своих впечатлений через рисование, лепку, аппликацию и драматизацию. Методика будет интересна всем, кто работает с дошкольниками и ставит перед собой задачи их культурного развития.
Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная система занятий с дошкольниками.
Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Авторы исходят из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.
Основные задачи каждого занятия:
— прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
— дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
— помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
— научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Важными в своей работе авторы считают раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Слушание. Слушание на занятиях сочетается с другими видами деятельности..
Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.
Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов.
Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.
Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, «искалочками», сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.
Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.
Каждое занятие — это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого в первую очередь используется богатый, отшлифованный временем фольклорный материал — шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.
Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.
1. Отбор книг
Поскольку одна из задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).
Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.
2. Литературно-педагогический анализ
Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи. Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:
— какие слова и строки следует объяснить или повторить;
— где задать четко сформулированный вопрос;
— в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;
— как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Заключение
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература расширяет его кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Список литературы
Приложение I
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
[1] Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 34-36.
[2] Миронова М. Как научить ребенка любить литературу// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 117-120.
[3] Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 36-37.
[4] Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 35-38.
[5] Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: школьная пресса, 2004 , с. 3-8.