Если творческая функция - сенсорика ощущений (ГЮГО, ШТИРЛИЦ)
Такие люди творчески подходят к вопросам питания, комфорта, здоровья. Они критичны к внешнему виду окружающих людей, ориентированы на престиж и эстетику, имеют хороший вкус. ГЮГО и ШТИРЛИЦ ценят и умеют обеспечить уют, охотно заботятся о здоровье - своем и своих близких. Они не только умеют хорошо готовить, но и с удовольствием позаботятся о внезапно нагрянувших гостях.
Примеры:
- Широчайшую известность в последние годы приобрела система оздоровления, созданная академиком Мирзакаримом Норбековым (ГЮГО). Прекрасное знание организма человека, законов его функционирования и живое чувство меры позволило Норбекову создать практичную систему ежедневных упражнений, с помощью которых каждый человек может поддерживать свое здоровье долгие годы. Состояние организма не является для него формальным словосочетанием. Он умеет настроить [Здесь также участвует первая функция ГЮГО - этика эмоций.] человека на хорошее самочувствие, заразить его «желанием быть здоровым».
- Имя Святослава Федорова (ШТИРЛИЦ) не нуждается в рекомендациях. Его работы по созданию искусственного хрусталика позволили вернуть зрение сотням тысяч людей. Именно адекватные представления о физиологии глаза вкупе с профессиональными знаниями помогли ему создать новый подход к лечению глазных болезней. Он также всегда заботился о здоровье работающих у него людей. В его центре для сотрудников был сооружен бассейн, организовано регулярное качественное питание. Нужно понимать, о каких годах идет речь. Перестройка, полное отсутствие элементарных продуктов в магазинах и денег у людей делали эту задачу исключительно сложной. Федоров даже пошел на создание подсобного хозяйства в Подмосковье, чтобы в столовых центра всегда были качественные продукты.
Если творческая функция - интуиция возможностей (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)
Люди этих типов замечательно чувствуют и творчески используют возможности людей и событий. При достижении своих целей они никогда не упускают из вида альтернативные варианты. Интуиция подсказывает РОБЕСПЬЕРАМ и ДОСТОЕВСКИМ, чего можно ожидать от окружающих людей и событий. Они всегда находят возможность получить желаемое, прогнозируя возможные реакции окружения.
Примеры:
- Ирина Хакамада (РОБЕСПЬЕР), придя в политику, блестяще реализует свои способности к целостному пониманию ситуации и умение быстро выбрать из наличных возможностей самую перспективную. Она демонстрирует способность виртуозного ведения дискуссий с оппонентами, ловя их в заранее расставленные сети, обнажая противоречивость их деклараций. Ее политическому успеху не помешало ни то, что она женщина, ни значительная доля японской крови. Очевидный талант политика и искусство не упускать внезапно возникшие возможности преодолели все преграды.
- В произведениях Федора Достоевского, имя которого присвоено соответствующему типу, мы как раз находим яркий пример творческого использования сильной интуиции возможностей. В его романах представлено не только огромное количество совершенно разных характеров, но и как калейдоскоп меняются ситуации, возникают неожиданные повороты сюжета, в которых автор фактически экспериментирует над своими героями. Это позволяет ему раскрыть возможности человеческих отношений с небывалой глубиной, не зря он признан классиком мирового уровня.
Если творческая функция - интуиция времени (ГАМЛЕТ, ДЖЕК)
Эти люди легко и свободно чувствуют себя в быстро меняющейся ситуации, подвижны и прозорливы. Они хорошо и адекватно составляют планы. Главное для людей этих типов - скорость. Оба этих типа умеют не ждать и не опаздывать, но также свободно не приходят вовремя, если считают это возможным в данной ситуации. Они тонко чувствуют стиль любого явления, стараются быть современными.
Примеры:
- Знаменитое исследование Льва Гумилева (ГАМЛЕТ) о движущих силах человеческой истории поражает целостным подходом к мировым процессам и очень точной ориентацией в конкретных чертах, присущих каждой эпохе. Здесь, кроме огромной эрудиции, присутствует живое ощущение времени, помогающее автору как бы с высоты птичьего полета окинуть взглядом всю планету и проследить причудливое переплетение тенденций развития различных этносов, уловив при этом самые общие закономерности.
- Несмотря на неоднозначное отношение народа к Анатолию Чубайсу (ДЖЕК), следует отметить, что это именно он решился и осуществил в стране переход от старых экономических порядков к новым. Он лучше других чувствовал дыхание экономической катастрофы, ожидающей страну. Его реформы многого не учли, но экономику удалось оттащить от края пропасти. Безусловно, последствия столь непопулярных действий Чубайс тоже хорошо предвидел. В его интервью часто слышатся грустные нотки: он уже смирился с тем, что его считают «виноватым во всем».
Ролевые функции
«Это он на людях такой, а дома вы его бы не узнали!» - как часто мы слышим, да и сами произносим эти слова при характеристике какого-то человека. Еще К. Г. Юнг говорил о маске, которую человек одевает, предъявляя себя для общественной оценки.
Маска эта выбирается из тех соображений, что какие-то черты кажутся нам наиболее приемлемыми в обществе. Что же это за черты? Как мы определяем, что понравится не знакомым с нами людям?
Соционика открыла неслучайность выбора модели адаптационного поведения для людей определенного типа. Та роль, которая кажется наиболее выигрышной человеку каждого типа, зашифрована функцией, расположенной в третьей ячейке его модели А.
Третья функция - ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции, оправдать чужие ожидания, не раскрывая раньше времени основу личности.
Ролевая функция активируется в незнакомой обстановке и с ее помощью человек одновременно зондирует ситуацию и прикрывает свою истинную сущность. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться в обстановке.
Но возможности третьей функции невелики. Она активна минут 10-20. Потом, получив нужную информацию, человек переходит на работу по сильным функциям. Принято считать, что ролевая функция двумерна. Она строит поверхностные, плоские модели реальности, которые годятся только для приблизительных оценок.
Всю полноту информации о связях и глубине соответствующих явлений ролевая функция не охватывает. Но это не значит, что по ней ничему нельзя научиться. Человечество накопило достаточно много знаний по каждому из 8 информационных аспектов. Освоенные знания, разбитые на простые элементы, могут быть предложены вниманию третьей функции. И объем таких адаптированных знаний в плоскости ролевой функции может быть весьма велик. Плоскость ведь тоже по-своему бесконечна.
Не следует только ожидать, что по ролевой функции возможно свершение каких-то эпохальных открытий. Однако, здесь вполне возможна добросовестная аккуратная работа, чего в целом ряде случаев бывает достаточно для социальной адаптации личности.
Но если человек настроен на творческую самореализацию, искать ее следует по аспектам другой (2-й) функции модели А.
Рассмотрим, как проявляются функции разной природы в третьей ячейке модели А.
Если ролевая функция - логика действий (ГЮГО, ГАМЛЕТ)
Люди этих типов мало приспособлены к рутинной, размеренной работе. Но в новой для себя обстановке они склонны к демонстрации активности. Такие люди не всегда правильно оценивают выгоду и целесообразность предложенных действий. Зато рассказывать о своей практичности и изобретательности ГЮГО и ГАМЛЕТЫ могут красочно и интересно.
Примеры:
- Сейчас трудно вспомнить, но несколько лет назад очень шумную рекламную кампанию затеял Владимир Довгань (ГЮГО). [Основа личности - этика эмоций.] Его часто можно было увидеть по телевизору, а его портреты - в журналах и газетах, а также на этикетках различных продуктов. Одним словом, он был достаточно известен. Но ничем серьезным его усилия не увенчались. Результаты его деятельности оказались несопоставимы с тем шумом, который он устроил вначале.
- Уже упоминавшийся в книге Филипп Киркоров (ГАМЛЕТ) совсем не так успешен в качестве предпринимателя, как на эстраде. В прессе неоднократно появлялись сообщения о неудачных вложениях капитала и разорившихся предприятиях звездной пары. Видимо, когда он выбирает, кому доверить деньги, и в какой проект их вложить, слабая деловая логика его часто подводит.
Если ролевая функция - структурная логика (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)
Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески. В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение. ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ чаще других типов произносят фразы: «Все должно быть разумно обосновано», «Надо подумать», «Я стараюсь поступать логично».
Примеры:
- Аналитические программы Николая Сванидзе (ДРАЙЗЕР) не отличаются глубиной анализа. Часто в них не хватает документальных подтверждений, ставка делается на изобличение непорядочности того или иного лица. Желание объяснять истины другим перемежается с уходом от собственных оценок.
«Народу нужно объяснять, показывать, народ нужно вести. Нельзя идти за народом! У демократии много минусов, но лучшего устройства, чем демократия, пока нет. К нашему народу, как ко всякому другому, я отношусь с огромным уважением, но идеализировать народ нельзя...»