Смекни!
smekni.com

К. Г. Юнг И. Майерс-Бриггс > А. Аугустинавичюте (стр. 40 из 52)

Примеры:

- В годы правления Никиты Хрущева (ДЮМА) очень популярны были разговоры о светлом будущем. Даже в конституции той поры было записано, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме. Надо ли говорить о том, что это предсказание не только не сбылось, но и не имело никаких шансов сбыться, несмотря на весь оптимизм постановлений партии и правительства СССР.

- Анатолий Лысенко (ГАБЕН), всю жизнь посвятивший работе на телевидении, ведет сейчас передачу «Программа передач на вчера». Он вспоминает там те передачи, в создании которых он принимал участие, которые завоевали любовь телезрителей и стали популярными. При этом характерны для ролевой интуиции времени такие его высказывания «Кто бы мог подумать тогда, что этот актер (ведущий, передача) станет таким известным и успешным».

Болевые точки

Соционика утверждает, а практические наблюдения ежеминутно подтверждают, что у каждого из 16 типов, помимо каналов, в которых информация воспринимается легко и свободно, существует область неуверенного приема и болезненного восприятия.

Эта область называется местом наименьшего сопротивления, или болевой точкой типа. Болевая точка - это чрезвычайно узкий, «одномерный» канал, по которому информация воспринимается фрагментарно, линейно, без всяких оттенков и весьма приблизительно.

Четвертая функция - болевая. По этой функции человек не видит явления во всех его связях, упускает существенные черты, не может учесть всех последствий. Требуются огромные усилия, чтобы увязать в голове хотя бы несколько факторов. Успех такой работы окажется неустойчивым, а характер быстро испортится из-за непосильной нагрузки и ответственности в той области, которую человек не может контролировать.

На какую область информации настроен этот канал, зависит от структуры типа. Но каждый сюжет нашей жизни может быть болезненным для какого-то типа. Не существует тем, которые никого не задевают.

Поскольку в области своей болевой точки человек не может адекватно оценивать информацию и быстро перестает понимать и контролировать происходящее, он не должен перегружать себя по этой функции, оберегая свою психику.

Как абстрактная идея это доступно нашему пониманию. Мы знаем, что слабое сердце надо беречь, слабое пищеварение нуждается в щадящей диете и т. п.

Но когда требуется освободить своего ребенка от излишней нагрузки по математике (аспект структурной логики в соционической терминологии) или от музыки и танцев (аспект этики эмоций) или от бисероплетения и макраме (аспект сенсорики ощущений) - мы начинаем возмущаться. «Вы что, хотите, чтобы все это умели, а мой остался дураком?!»

Нет, конечно. Соционик, дающий рекомендацию разгрузить болевую точку ребенка, заботится о том, чтобы он вырос здоровым, уверенным в себе и развивал тот талант, который именно ему дан природой. А не тот, которым обладает сосед по парте.

Если ставка сделана на достижение приличного результата по аспекту болевой точки, то в это требуется вложить столько ресурса и приложить столько усилий, что не останется времени и сил, чтобы развить и наполнить содержанием действительно сильные стороны типа. А ведь если бы усилия были приложены именно здесь, человек мог бы добиться высоких творческих результатов. Наполнение же болевой функции требует гораздо больших усилий, а достигнутые каторжным трудом результаты при этом неустойчивы. Как только прекращается активная работа по этому сюжету, вся информация буквально выветривается из головы. Причем человек забывает обо всем этом охотно, испытывая при этом чрезвычайное облегчение.

Как уже говорилось, соционика открыла, что любая деятельность, которой успешно занимаются люди, у двух из 16 типов вызывает серьезные затруднения и напряжение. И усиление тренировок приведет только к разрушению здоровья.

Не важно, что вам кажется, что ничего сложного здесь не требуется. Не важно, что вы можете подробно объяснить любой момент. Если данная «легкая» информация попадает на болевую точку партнера, ему будет очень тяжело выслушивать вас и, тем более, действовать по этому аспекту.

Рассмотрим, как перегруженность болевой точки деформирует проявления людей всех типов.

Если болевая точка - логика действий (ДЮМА, ЕСЕНИН)

Человек старается придерживаться разработанных технологий, потому что ему тяжело изобретать новые. Такой человек нуждается в тактичной помощи по вопросам из серии «что делать?», ему трудно оценить, насколько выгодны «заманчивые» предложения. Он болезненно относится к критике своих нецелесообразных действий.

Человеку с такой болевой точкой крайне трудно разобраться в сложных технологических и экономических вопросах, принять решение о конкретном действии. Если он выбирает себе сферу деятельности по этой функции, например, решил экономистом, бухгалтером или завести свой бизнес, эта деятельность будет отнимать у него огромное количество времени и жизненных сил.

Традиционная культура предполагает, что мужчина должен делать что-то по дому. С такой болевой точкой в этом случае возникают огромные проблемы в плане коммуникаций, портятся отношения. Сознаться, что он плохо представляет себе эту работу и на самом деле не хочет ее делать, мужчина не может. А выслушивать критику после того, как работа сделана, тоже не хочет. И как этик он все переводит в сферу эмоций, под девизом «Ты меня не уважаешь!» При этом исправить неаккуратно сделанную работу тоже нельзя - это вызовет дополнительную обиду.

Примеры:

- Муж ЕСЕНИН при покупке деревенского дома, который нужно было ремонтировать и достраивать, пережил сильнейший стресс, вылившийся в настоящие рыдания на пороге. Он всхлипывал и все время повторял: «Как мы все это будем делать?! Нам этого не осилить!». Он думал, что как мужчина должен нести всю ответственность за предстоящий ремонт.

- ДЮМА, вынужденный исполнять на фирме работу финансового менеджера, со временем стал раздражительным и нервным. Через два года такой работы он начал болеть, пить и проявлять агрессию. Однажды подравшись со случайным прохожим (что в норме не свойственно этому типу вообще), он получил травму глаза. Апофеозом его расстройства стало то, что он начал исчезать с работы в те дни и часы, когда должен был выдавать сотрудникам зарплату. Очевидно, он не мог справиться со страхом ошибиться при выдаче денег.

Такие перегрузки по деловой логике больше свойственным мужчинам, потому что в нашей культуре обаятельная женщина вполне может позволить себе представиться трогательно-наивной в вопросах экономики, ремонта и серьезного бизнеса. Женщинам это прощается. И даже такой всенародно любимый актер, как Евгений Леонов (ДЮМА) не был избавлен от угнетающих переживаний по своей болевой точке. Он писал: «Сердце замирает, когда вдруг чувствуешь, что ты не можешь чего-то сделать. Часто в моей жизни бывает и сейчас, хотя я взрослый человек, когда заходится сердце от страха, что не сумеешь этого сделать, сыграть».

Если болевая точка - структурная логика (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ)

Человеку трудно принимать новые правила, учить языки через грамматику, читать сложные инструкции. Он предпочитает, чтобы кто-нибудь показал, как работает конкретный прибор, объяснил правило покороче, поговорил с ним на изучаемом языке. В усвоении законов, формальностей, составлении договоров такой человек нуждается в тактичной помощи. Тяжело переносит, когда его критикуют за слабую логику рассуждений.

Люди этих типов не любят подробных доказательств и разъяснений. Им сложно оперировать формально-логическими терминами, строго формулировать задачи. Чужие настойчивые объяснения они воспринимают как недоброжелательность, стараются их прекратить. Понятие статуса как места в иерархии тоже вызывает у них болезненную неуверенность. На этой почве могут возникнуть и агрессивная борьба за статус, и разветвленные интриги с целью его повысить.

Традиция позволяет женщинам не разбираться в формальностях, не вести «заумных» разговоров, не следить за последовательностью собственных утверждений. Если улыбка при этом очаровательна (а НАПОЛЕОНАМ и ГЕКСЛИ этого не занимать), то остальное простительно. Но мужчины этих типов болезненно относятся к своей логической «несостоятельности», тратят большие усилия на имитацию «научных» рассуждений, ревниво относятся к оценкам своих математических способностей.

Примеры:

- НАПОЛЕОН и ГЕКСЛИ пришли в обменный пункт. Держа рубли в руках, НАПОЛЕОН призадумался, сколько же долларов он получит. Вместо того, чтобы посчитать самому, он обратился к ГЕКСЛИ: «А сколько денег мне должны дать?» На что ГЕКСЛИ не без ехидства ответил: «Между прочим, болевая у нас одинаковая» - он и не думал брать это на себя.

Поскольку оба знали соционику, они не стали мучиться, а положились на честность кассира, хотя НАПОЛЕОН слегка нервничал, поскольку это были его деньги.

Если болевая точка - этика эмоций (БАЛЬЗАК, ГАБЕН)

В этом случае сильные проявления своих и чужих эмоций доставляют человеку ощутимый дискомфорт. Внешне такие люди кажутся холодноватыми, невозмутимыми. Но им трудно выдержать бурные проявления чувств или душещипательные истории. Также не любят они громкой музыки (особенно в больших количествах), всеобщего внимания, проявлений неуемного энтузиазма.

Человеку с такой болевой точкой трудно регулировать проявление своих чувств. Он неадекватно обидчив, старается не вступать в эмоциональные выяснения отношений, но если контроль потерян, захлестнувшие его страсти бушуют яростно и долго не забываются. Поэтому люди, имеющие такую болевую точку, не слишком охотно завязывают эмоциональные контакты.

Традиция предписывает эмоциональную отзывчивость женской половине человечества. Им следует интересоваться чужими переживаниями, сочувствовать окружающим и с интересом выслушивать их романтические переживания. Но женщинам типов БАЛЬЗАК и ГАБЕН трудно оправдать подобные ожидания. Репутация черствых, язвительных и бесчувственных особ или насилие над собственной природой - вот выбор, с которым они часто сталкиваются в жизни. Мужчинам этих типов легче защитить свою слабую точку: традиция допускает отсутствие у них сентиментальности и «дамской» чувствительности.