Смекни!
smekni.com

К. Г. Юнг И. Майерс-Бриггс > А. Аугустинавичюте (стр. 50 из 52)

Деловые партнеры часто друг друга понимают и потому не опасаются. Характерны общее творчество, адекватное восприятие информации и споры. К тому же партнер снимает нам подростковую неуверенность в социальной адаптации. Такие отношения хороши, когда человек хочет совершить какой-то творческий прорыв и ему нужна поддержка единомышленника. Типы в этих отношениях достаточно различны внутренне, поэтому они могут быть интересными друг другу.

Мираж:

Название очень точно отражает содержание этого отношения. Для отношений характерны взаимопомощь, предупредительность, поддержка. Они хороши для совместной работы, но до тех пор, пока не включается личный интерес. Совершенно неожиданно взаимодействие, беседа могут наткнуться на непонимание, игнорирование взглядов или интересов другого. Это очень неплотные отношения, но они могут создать иллюзию многих других, например, дуальных или родственных. Однако, в отличие от всех прочих, миражные отношения оставляют человеку гораздо большую внутреннюю свободу. Более того, именно наш миражный партнер лучше других оценит наши подсознательные самоограничения и комплексы и сумеет снять с них устрашающий ореол. Таким образом, миражные отношения призваны вернуть нам нашу внутреннюю свободу, осознать лишние ограничения, которые мы бессознательно принимали.

Суперэго:

Отношения острых ощущений, могут быть тонизирующими, способствовать генерации идей, однако нет полного чувства взаимопонимания.

Партнеры кажутся друг другу весьма успешными в вопросах социальной адаптации. Чтобы обрести уверенность в обществе, каждый старается подражать другому. В такой паре хорошо проходит критическая оценка окружения, но практически невозможно совместное творчество. Любые практические поползновения партнера вызывают напряжение и желание уйти от контакта. Такие отношения не предназначены для совместной работы, их задача - обеспечить нам ориентацию среди людей.

Погашение:

Это клубные отношения, им соответствуют интересный и полезный обмен мнениями, информацией, дискуссии. Работать лучше раздельно. Если партнеры работают вместе - лучше только вдвоем, третий - лишний, он «уводит» одного из партнеров. Это очень неплотные отношения: в них каждый раз отрабатывается только один сюжет, да и тот легко затухает. Партнеры довольно близки по восприятию, поэтому согласие находят быстро, но так же быстро исчерпываются и темы для общения. Но такой партнер может быть источником пополнения наших стандартных программ выживания. Отношения погашения помогают нам научиться согласовывать свои творческие амбиции с использованием стандартных бытовых обязанностей.

Квазитождество:

Это клубные отношения, т. е. сильные функции у партнеров одной природы. Они более плотные, чем предыдущие. Здесь возможны дискуссии, обмен интересной для обоих информацией, однако трудно встать на внутреннюю точку зрения другого, понять его мотивы и цели. Попытки убедить, доказать свою правоту, объяснить что-то - характерная черта этих отношений. И при всей полезности полученных сведений они кажутся несколько неактуальными. Интересы «квазитождиков» лежат в разных плоскостях. Но в дискуссиях с таким партнером оттачивается искусство отстаивать в общении свои жизненные принципы.

Конфликт:

Это настоящее пугало соционического мира. «Ах, он мой конфликтер, надо держаться от него подальше!» - вот знакомая реакция, взращенная на «страшных сказках». Конечно, информационный конфликт - это трудные, в смысле взаимопонимания, отношения. Люди просто не видят того, что составляет существенные моменты в жизни другого. Зато наша несостоятельность не укроется от нашего конфликтера никогда. Но не надо забывать, что отношения эти симметричны, и вы мучаете его так же. Поэтому совместная работа на близкой дистанции таким людям не рекомендуется. Однако, избегая конфликтных партнеров, мы теряем достаточно много. Дело в том, что в тех ситуациях, когда мы полностью дезориентированы и не знаем, куда двигаться дальше, именно наш конфликтер разбирается вполне экспертно. И именно он призван вывести нас из тупика, когда проблема выбора затмевает для нас всю окружающую реальность.

Родственные:

«Родственники» похожи, очень хорошо понимают друг друга, легко находят общий язык в оценке происходящего. Это очень плотные отношения. Партнер чувствуется во всех его проявлениях. Видны многие его хитрости и бессознательные реакции. Но при обсуждении совместных действий интересы партнеров расходятся кардинально. Пара может отстаивать свои позиции даже в самой неблагоприятной обстановке. Однако, часто присутствуют взаимная критическая оценка, замечания, придирки к «мелочам». Возможны действия, задевающие друг друга. Эти отношения помогают людям решить проблему поиска своего места в мире и обществе.

Полудополнение:

Во многом эти отношения похожи на отношения Дополнения. Они такие же интересные, живые, вносящие в жизнь как элементы любования партнером, так и активные совместные творческие проявления, если оба партнера к этому готовы. Но они более информационно активные, им в большей степени присущи сопоставление взглядов, взаимное обучение. Однако, общая природа болевых точек, которые различаются только вертностью, таит в себе опасность разрушения отношений. Когда полудуальная пара оказывается перед необходимостью решать проблемы по одной из своих болевых точек, второй партнер не может удержать ситуацию. Его слабая референтная функция при этом не может противопоставить себя негативному потоку информации. Возникающие претензии возвращаются партнеру, и отношения признаются ненужными обоим.

Но пока партнеры находятся во взрослом, творческом состоянии, они очень успешно стимулируют творчество и расширяют сознание друг друга. Полудуальные отношения призваны активизировать освоение человеком новой информации, расширить его кругозор.

Размышления о свободе человека

После всего, что здесь написано о соционике, необходимо рассмотреть крайне важный вопрос: действительно ли соционические рамки стесняют свободу человеческих проявлений?

От людей, едва знакомых с соционикой, часто приходится слышать, что тип определяет в человеке едва ли не все. Тогда получается, что этики - это существа, которые и мухи не обидят, они добры и великодушны к другим. Логики отличаются умом и рассудительностью, никогда не нарушают правил. Рационалы - люди во всем последовательные, не отступающие от своего слова, ответственные и стабильные. Сенсорики всегда умеют работать руками, а интуиты не ошибаются в предсказаниях и т. д.

Таких примитивных утверждений бесчисленное множество и по поводу отдельных признаков, и по поводу конкретных типов, квадр, клубов и т. д. Их можно встретить и в Интернете, и в рассуждениях дилетантов. Но мы не должны забывать, что люди дорожат своей индивидуальностью. В современном мире каждый из нас стремится отличаться от других. Из практики, из своей личной, уникальной истории, а также накопленного внутреннего багажа, мы понимаем, что действительно ни на кого не похожи. Поэтому обратной стороной такого шаблонного «соционического» подхода является протест: ведь не всякий согласен, чтобы на него вешали какие бы то ни было ярлыки.

Людям кажется (и не без оснований), что за наклейкой ярлыков следуют некие жесткие предписания действий, затем пойдет деление на «чистых» и «нечистых», а там рукой подать и до дискриминации или соционического шовинизма. И мы боимся, что тогда общество получит право перекрывать возможности развития людям, обладающим определенными признаками или относящимися к какому-то типу.

Разумеется, соционика, как и любая другая концепция, может в руках нечистоплотных людей превратиться в орудие шовинизма. Мы знаем, что в истории существовала дискриминация по половому и расовому признаку. Легко представить себе, что могут возникнуть и призывы уничтожить всех лысых, волосатых или рыжих. Но надо отдавать себе отчет, что это связано не с самим признаком, а со стремлением фанатичных адептов уничтожить всех, кто непохож и непонятен.

Не надо, однако, забывать, что мир устроен невероятно сложно, и успешность выживания на планете обеспечивается плодотворным взаимодействием разнообразных, непохожих друг на друга форм жизни. Единство заключено в многообразии, что не в последнюю очередь относится к социальным формам существования. И именно соционический подход помогает человечеству осознать, в чем наше единство и в чем непохожесть, научит, как использовать это во благо всем и каждому.

На самом деле соционическая концепция влияет на человеческую свободу не больше и не меньше, чем любые физические или умственные ограничения. Насколько могут сделать человека несвободными такие параметры, как рост, вес, пол, группа крови и т. п.? В какой-то мере мы, конечно, не свободны. Но любой человек вписывается в эти естественные ограничения и не считает их фатальными. Потому что никакие физические ограничения не могут перекрыть никому из нас способность к творческому самовыражению. Строго говоря, она вообще не связана с нашей материальной оболочкой.

То же самое можно сказать и о соционике: не стоит приписывать ей демоническую силу, направленную на то, чтобы подавить нашу свободу, ограничить наши творческие проявления, загнать человека в узкие рамки «предписанного» стереотипа поведения.

Смешно слушать некоторых людей, которые почему-то считают, что если о типе не знать, то его как будто бы и нет. Соционика не выдумывает то, чего нет, стремясь, как полагают некоторые, опорочить или поработить каждого. Она просто открывает объективные закономерности взаимодействия человека с миром, его информационный метаболизм, наблюдает и изучает эти явления.

Игнорировать объективно существующие вещи всегда невыгодно, т. к. это обходится нам очень дорого. К тому же невежество никогда не являлось гарантией невинности. Рано или поздно человеку приходится сталкиваться с проблемами, которые невозможно разрешить с позиции невежества и необразованности. Здесь-то и нужны специальные знания.