Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 80 из 267)

Одна из ошибочных точек зрения, возникших на основе гипотезы о психической детерминированности, связана с предположением, что психоаналитик может «объяснить» любой психический процесс. Столь же неверно считать, что принцип психической детерминированности предполагает, что все психические события являются следствием чисто психических причин.

Психическая адаптация

Это фундаментальное положение относится к тем главным принципам, на которых, согласно гипотезе, основано действие психического аппарата. Одним из важнейших его предназначений является сохранение так называемого «душевного равновесия», или «душевного гомеостаза»; это идеальное «уравновешенное состояние» постоянно нарушается из-за воздействия как внутренних раздражителей (давления, которое оказывают влечения), так и внешних раздражителей (требований со стороны окружающего нас мира в целом и нашего отношения к объектам в частности, а также взаимодействия между ними). С позиций психоаналитической психологии за каждым пове-

233

денческим актом в качестве побудительной основы стоит потребность в психической адаптации из-за постоянного нарушения некоего гипотетического состояния психического равновесия. С этой точки зрения задачей психоанализа является не столько приспособление к внешнему миру (в социальном или ином значении), сколько внутреннее приспособление, для достижения которого, разумеется, обьино надо учитывать и внешние требования. Эти процессы психической адаптации приводят к изменениям имеющихся структур и в той или иной мере способны вызвать также и изменения функций психического аппарата в целом. Так, например, следствием военной ситуации или экспериментально созданных условий сенсорной депривации может стать необходимость во временном или постоянном приспособлении психического события.

С представлением о психическом аппарате связаны также взгляды на психический конфликт и психическую защиту как особую уловку, чтобы преодолеть конфликт и приблизиться к состоянию гомеостаза. В этом смысле психическое заболевание рассматривается как наилучшая форма приспособления, на которую способен индивид в определенных обстоятельствах (при этом также учитываются те интрапсихические условия, которые подчиняют своему влиянию разнообразные структуры как в психическом, так и в соматическом аппарате). В различных разработанных Фрейдом моделях психики природа психического конфликта и стоящие за ним структуры (или системы) описываются совершенно по-разному. (Более подробно они будут разбираться при последующем изложении этих моделей.)

Психоанализ как общепсихологическая теория

Изначально психоанализ разрабатывался как специфический метод лечения пациентов, страдавших разного рода «нервными расстройствами». Именно этим обстоятельством объясняется то, что самые ранние фрейдовские формулировки представляли собой попытку выдвинуть некоторые гипотезы относительно общих принципов возникновения психоневротических расстройств и их симптоматики. Модель аффективной травмы является, по существу, попыткой установить некоторые общие принципы, лежащие в основе возникновения таких заболеваний, как истерия, невроз навязчивых состояний, фобии, неврозы страха и т.д. Несмотря на то что в процессе развития психоанализ всегда был самым тесным образом связан с объяснением психопатологических явлений, его теория все больше смещалась в направлении более общего понимания как нормальных, так и патологических психических феноменов. Так, в одной из самых ранних концепций психического аппарата (1895а) Фрейд в равной степени уделяет внимание как нормальным, так и аномальным психическим феноменам. Это стремление разработать теорию, с помощью которой можно было бы объяснить как нормальные, так и патологические явления, согласовывалось с повсеместно утвердившимся представлением, что патологическое явление можно полностью понять, если расценить его как отклонение от того, что считается нормальным психическим явлением. В отличие от других психологических теорий одной из характерных черт психоаналитической психологии является то значение, которое в ней придается бессознательным процессам при объяснении и нормального и аномального события, и тот акцент, который делается на мотивирующем воздействии инстинктивных сил и желаний и представлении о психическом конфликте, для которого психический аппарат должен найти решение, чтобы преодолеть возникающие вследствие него страхи и восстановить более или менее приемлемый уровень душевного равновесия. В этом смысле психоаналитическая психология является прежде всего психологией влечений.

234

МОДЕЛЬ АФФЕКТИВНОЙ ТРАВМЫ

В этой самой ранней психоаналитической модели психики проявляется суть фрейдовских представлений о психопатологии на первом этапе развития психоанализа (до 1897 года). В то время главными причинами невротических расстройств он считал: а) реальные внешние травматические события (прежде всего происшедшие в детском возрасте), с которыми психический аппарат не может справиться с помощью обычных адаптационных процессов, и б) создаваемые так называемыми «невыносимыми представлениями» и травматическими событиями «аффективные заряды», которые с экономической точки зрения представляют для психического аппарата чрезмерную нагрузку.

Этот первый этап в психоанализе и связанная с ним модель имеют не только историческое значение. Многие представления, относящиеся к тому времени, в той или иной версии остались важными составными частями последующих психоаналитических теорий. Концепция травмы, например, сохранилась практически без изменений и на последующих этапах. В психоаналитическом лечении неврозов до сих пор считается, что за картиной болезни пациента может скрываться вытесненное травматическое переживание, и по-прежнему возлагаются некоторые надежды на то, что исцеления можно добиться сообща, если дать выход ассоциированным эмоциям. Представление о запруженной аффективности (психической энергии) остается в силе и находит отклик в психоаналитической терапии. Хотя на более поздних этапах Фрейд отказался от отождествления аффекта и энергии, тем не менее понятие психической энергии и разнообразных способов ее отвода сыграло крайне важную роль в последующих формулировках психоаналитической психологии. Так, например, в формулировках «либидинозной» и «агрессивной» энергии энергия связывается с влечениями. Сохранилась также и идея защиты, введенная на первом этапе, хотя представления о том, что защищается, изменились. Другие идеи, в частности представление о Я, в дальнейшем претерпели существенное изменение.

Каждый из этих этапов оставил после себя в психоанализе идеи и представления, которые, где это только оказывалось возможно, переходили в формулировки последующих этапов. Чтобы проследить за их развитием и разобраться в существующих до сих пор противоречиях в психоаналитической психологии, необходимо уяснить основные понятия каждого отдельного этапа.

Психический аппарат и способ его действия

Гипотеза Фрейда о существовании психического, или душевного, аппарата относится к первому этапу развития психоанализа. Он рассматривается как взаимосвязанная организация, в которой осуществляются психические процессы. Согласно фрейдовским представлениям, при рождении и в раннем детском возрасте он является недостаточно структурированным и становится гораздо более многослойным только в процессе развития. Психический аппарат действует подобно проводнику, выполняя функцию приспособления к требованиям как внутренней, так и внешней инстанций, хотя в этой первой модели основной акцент делается на приспособлении к событиям, происходящим во внешней реальности.

Вполне признавая действие внутренних потребностей и внутреннего психического давления, равно как и их влияние на психический аппарат, тем не менее на первом этапе Фрейд не считал их особенно важными. Однако к концу этого пери-

235

ода его представления коренным образом изменились, и с тех пор он стал придавать внутренним силам гораздо большее значение.

К другим функциям психического аппарата относятся также усиление и отвод возбуждения, а также защита от неприятных аффективных и невыносимых представлений, то есть представлений, которые отвергаются как неприемлемые с позиции сознательных оценочных мерок, убеждений и желаний индивида. Еще одна функция психического аппарата состоит, по Фрейду, в том, чтобы отделить следы воспоминаний от переживаний и восприятий. Фрейд считал, что между такими следами воспоминаний по критериям сходства, смежности и т.д. создаются ассоциативные связи. Кроме того, в качестве функций психического аппарата им рассматривались также внимание, восприятие и перевод психической энергии из одного состояния в другое.

Фрейд полагал, что процессы развития и созревания в психическом аппарате способствуют определенной дифференциации. Одну из таких возникших в процессе дифференциации психических структур он назвал «Я». На первом этапе этот термин использовался в целом наравне с сознанием, или «сознательной Самостью». Я считалось той психической инстанцией, которая выполняет защитные функции. Фрейд считал, что оно возникает в результате интеракции биологических потребностей (создающих в психическом аппарате определенную сумму возбуждения) с внешним миром, способным произвести еще большее количество возбуждения. Он предполагал, что в -развитии Я играет роль также и конституциональный фактор. Одновременно с появлением Я в форме осознанного восприятия развивается также и способность к отщеплению от аффективно заряженных воспоминаний и представлений, которые несовместимы с сознанием и моральными ценностями и поэтому отсылаются в бессознательную область психического аппарата. Отрыв определенных содержаний от ассоциируемых с ними эмоций объяснялся осуществляемыми Я защитными процессами.