Смекни!
smekni.com

на тему: «Новелла П. Мериме Души чистилища» (стр. 2 из 5)

Может быть, и не было бы никакой легенды, мифа о Дон Жуане, не будь реального исторического героя, его прототипа.

Прямым прототипом Дон Жуана повелось считать севильского дворянина дона Хуана де Тенорио, жившего в веке, - лицо полулегендарное - полуисторическое. Приближенный короля Педро Жестокого (1350 - 1369), пользовавшейся его покровительством, этот дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери. Однако в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи - францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

В истории был и другой прототип будущего Дон Жуана. Это дон Мигель граф де Маньяра, кавалер рыцарского ордена Калатравы, родившийся в 1626 году, через несколько лет после сочинения пьесы Тирсо де Молины, и умерший в 1676 году, пережив на три года Мольера. Этот запоздалый прототип тем не менее оставил след в судьбе Дон Жуана. История графа де Маньяра такова.

Проведя бурную и распутную молодость, он раскаялся, истратил огромное состояние на благотворительные дела, после смерти жены постригся в монахи и умер как праведник. Согласно завещанию, его похоронили под плитами входа в часовню основанного им госпиталя, так что любой входящий попирал его гроб ногами. На плитах была высечена эпитафия, сочиненная им самим: «Здесь покоится худшей из людей, какой когда - либо жил на свете».

В конце века одним иезуитом было написано житье дона Мигеля, в котором его порочное прошлое объяснялось сделкой с дьяволом. Кем бы он ни был на самом деле исторический дон Мигель, он превратился в фигуру столь же мифическую, как и дон Хуан де Тенорио.

Предлагаемые обстоятельства этого мифа допускали возможности различных толкований образа Дон Жуана и самых разных его оценок: от безоговорочного осуждения до частичного, а иногда полного оправдания.

Не удивительно, что легенда о Дон Жуане возникает именно в Испании, на родине плаща и шпаги, где воздух пропитан безумной любовью, кипящей подобно гейзеру страсти в душах людей, и проявляющемся в воспламеняющем танце фламенко. Однажды оторвавшись от своих истоков. Дон Жуан становится вечным изгоем, странником, гражданином мира, говорящем на любых языках или просто бессмертным сюжетом.

Дон Жуан - вечная тема, загадка, которую может быть подбросил сам Сатана, человечество оказалось бессильным перед ней. Этот ребус никогда не несет одно и то же послание, но и его люди не способны раскодировать. Он всегда меняет свой рисунок, свои символические границы, словно насмехаясь над нами.

И может быть, именно эта неразрешимая загадка на протяжении уже нескольких веков так манит и привлекает человечество, которое с вожделением смотрит на этот искусительный плод, а потом бросается в его субстанцию, пытаясь понять ее и самовыразиться через нее. Эта тема изматывает тех, кто в нее погружается, а затем отбрасывает за ненадобностью, закручивая в свой водоворот все новых и новых людей.

В своей работе я хотела бы рассмотреть разных Дон Жуанов, которые нашли отображение в творчестве великих литературных мастеров разных эпох и столетий, а также понять причину постоянного возврата к этому символу и бессмертную его природу. И на основе мозаичной картины мы можем в том направлении, что феномен Донжуанства есть феномен арпоп, сопутствующей эволюции духа. Жанровой формой литературной истории Дон Жуана поначалу была комедия. Позднее Байрон вывел героя на широкие просторы эпического сюжета, а Пушкин сделал его действующим лицом трагедии.

2.1. Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость».

Но все же историю Дон Жуана, как литературного героя мне хотелось бы начать с драмы Тирсо де Молина«Севильский озорник, или Каменный гость» (? 1619), (основные черты которого со времени будут заимствованы другими, новыми Дон Жуанами. Тирсо де Молина был первым, кто литературно обработал легенду. Дон Жуан Тирсо де Молина любит лишь наслаждение и издевается над чужой любовью. Стоит взглянуть на само заглавие драмы, непереводимое на русский язык. В названии «El burlardor de Sevilla» прозвище Дон Жуана «burlador» происходит от слова burla, которое в разном контексте означает различные понятия - от шутки до святотатства. Тирсо показывает не невинное озорство, а жажду насмеяться, надругаться над тем, что для других всего дороже и ценнее -над любовью, браком, дружбой, честью. Самым большим удовольствием для Дон Жуана является надругательство и насмешка над женщиной.

Дон Жуан - человек играющий, и может быть его не случайно называют в драме «галаном» (galan): так называли «героя - любовника» - популярнейшее амплуа в испанском театре века. Но в отличие от других персонажей, он ведет любовную игру,не ведая любви; он видит в ней только животное начало, не имеющее ничего общего с духовным.

Потомок Герострата и предтеча маркиза де Сада, Дон Жуан пользуется целым набором масок: перед донной Анной он предстает под видом возлюбленного, Аминту обманывает в образе супруга: вместо всех этих качеств под масками - пустота.

Герой Тирсо де Молина олицетворяет возможность преодоления сексуальных и социальных табу, порождая волшебные миражи, которые сам же грубо разрушает.

Дон Жуан - синтез трагического и комического в одном лице.

Дон Жуан предстает перед нами в образе « любимейшего детище природы, она наделила его всем тем, что роднит его с божественным началом». Но он становиться жертвой « сатанинского начала», чье могущество превосходит силы героя, а встреча с донной Тересой - воплощением чистоты, избранной небом для спасения Дон Жуана, - происходит слишком поздно. Дон Жуан обладает « магической силой воздействия» и внушает страх. Именно такая трактовка становится близкой моцартовской в том, что Дон Жуан выступает символом жизненных сил, противостоящих «потустороннему» миру смерти. А автор представляет противоречивые отзывы других персонажей, которые лишают нас возможности составить объективное представление о нем. Мериме проявляет сочувствие к Дон Жуану, которое еще отчетливее станет заметным в образах у Байрона и у Пушкина.

2.2. Д. Г. Байрон «Дон Жуан».

Герой незавершенной поэмы Д. Г. Байрона «Дон Жуан» предстает перед нами в образе странника, скитальца. Он терпит кораблекрушение около берегов Греции, и остается жив благодаря дочери пирата. С этого момента в его жизнь наполняется огромным количеством разнообразных, невероятных, бесконечных приключений. После кораблекрушения он попадает в рабство в Турции, где живет среди гаремных красавиц; далее отличается при взятии Измаила, сражаясь на стороне Суворова, а потом в снежной России становится фаворитом императрицы Екатерины . Наконец, под занавес поэмы наш легендарный герой совершает секретную дипломатическую миссию, доверенную ему русским престолом, а заодно «претерпевает» очередное любовное приключение.

Дон Жуан предстает своеобразным зеркалом, ровно и послушно отражающим различные лики человеческой суеты. Он экзотически страстен со спасшей его дочерью пирата, смел и горяч при осаде Измаила, молчаливо - нежен и томен в гареме, прилично - подобострастен при дворе «всевластной красавицы в годах» Екатерины.

Английская версия легендарного севильского идальго, прославленного в веках греховной страстью и безверием , снискавшими возмездие высших сил, поражает отсутствием конфликтности и драматического напряжения как внутри образа героя, так ив его диалоге с пестрой, калейдоскопически причудливой реальностью. Непостоянство Дон Жуана двоякой природы. К очередной возлюбленной его приводит не жажда сердечных перемен, а очередной катаклизм - природный или социальный. Сам герой практически ничего не преодолевает;

из « моря житейского» на следующую отмель «пловца» каждый раз выносит некая сила, хранящая юношу в самых рискованных обстоятельствах. Герой приносит женщинам и боль, и смерть. Но не его злая воля погубила первую возлюбленную донну Юлию, а затем «наивную дочь природы» Гайдэ. Таков жестокий закон жизни: за любовь женщина « платит вдвое». Но что же такое по существу байроновский Дон Жуан ? «Типичный герой английского авантюрного романа века, более всего напоминающий Тома Джонса Фильдинга», « человек, доступный всем искушениям жизни». Байрон был тем кто задумался о женственно - пассивной природе донжуанства. Способность сливаться с любой средой ( « был он как младой Алкивиад - к любой среде приспособляться рад»), зеркально отражая поверхность бытия, делает Дон Жуана почти неразличимым на фоне всеобщего мельтешения и суеты. Это неожиданное качество героя не столько говорит о его демонической сущности, сколько заставляет догадываться о глубокой органичности миссии героя и неразлучного с ним начала мира, которое, неизменно маскируясь и приспосабливаясь к временам, модам, обычаям. Существенны для характеристики Дон Жуана постоянные напоминания о его юности, нежности( «он был, как ангел, нежен и румян»). В последней песне неоконченной поэмы вместо укоряющего призрака монаха перед испуганным юношей возникает озорная возлюбленная - и «возмездие» снова отодвигается на неопределенный срок. Знаменательно, что произведение осталось не завершенным: написанная Байроном история не имеет конца. Возможно, пленительный, чарующий хамелеон до сих пор открывает новые земли, время от времени появляясь там, где любят.