Романтики, обращаясь к обработке легенды о доне Жуане, были склонны поэтизировать знаменитый литературный образ, придавать ему положительное звучание. Мериме в "Душах чистилища" пошел по иному пути. В своей новелле он примкнул к старой, восходящей к Тирсо де Молина и Мольеру, разоблачительной, антидворянской и антиклерикальной по своему духу традиции в истолковании образа севильского обольстителя. Но он развил эту традицию, применив повествовательные навыки, характерные для реалистической литературы XIX века.
Он стремился, во-первых, максимально индивидуализировать образ дона Жуана и поэтому, рассказывая о его судьбе, отказался от привычной классической сюжетной схемы. Мы не найдем в новелле Мериме ни донны Анны, ни убитого командора, ее мужа, ни истории со смелым вызовом, бросаемым доном Жуаном статуе, ни вмешательства адских сил. Не встретим мы в "Душах чистилища" и привычного комического образа слуги дона Жуана.
Во-вторых, пересказывая историю жизни дона Жуана, Мериме особенно большое внимание уделял изображению окружающей этого персонажа общественной среды, ее воздействию на формирование нравов героя. Внутренний облик этой среды, плотью от плоти которой и является дон Хуан, образно запечатлен писателем в заглавии новеллы. "Души чистилища" - это люди, подобные дону Хуану, или его Родителю, или бесчисленному количеству таких же, как они, испанских дворян. Это люди, которые сознательно делят свою жизнь пополам. Первую половину они посвящают необузданной жажде наслаждений, удовлетворению любой ценой своих мирских инстинктов, плотских вожделений. Затем, когда они вдоволь пресытились мирскими благами, они переживают обращение, начинают изображать из себя святош. Религия помогает им замаливать грехи, сулит блаженство в загробной жизни.
В доне Гуане Мериме читатель не обнаруживает «внутреннего», известного Дон Жуана, образ лишен специфических черт «донжуанства», лишь канва жизни героя повторяет историю великого обольстителя. Вряд ли можно назвать дона Гуана обаятельным, бесстрашным и смелым любовником. Он – личность заурядная, его любовные похождения лишены донжуанского флера. В натуре дона Гуана отсутствует цельность, этот человек мог случиться в жизни кем угодно, образ его как великого убийцы и великого обольстителя не органичен – он как будто бы «недотягивает» до своего всемирно известного прототипа. Таким образом Мериме как бы говорит, что на самом деле Дон Жуан – весьма неоригинальная личность, его душа не способна ни на великую любовь, ни на великое злодеяние – все в ней мертво. Все убийства в новелле описаны с леденящей холодностью газетной хроники, все любовные романы пропитаны каждодневной обыденностью. И особенным контрастом становится отношение доньи Тересы к Гуану. История ее любви к дону Гуану как бы подчеркивает несостоятельность Гуана, его образ еще больше меркнет в читательских глазах и умирает вместе с героем. В этом проявляется новаторство Мериме в раскрытии образа дона Жуана, в трактовке Мериме – вечная легенда, страшная и красивая история оказывается не больше, чем фантомом, выдумкой, красочным описанием тщеславия и заурядности несостоявшейся личности. Это трагично, но, на мой взгляд, Мериме не дает своему герою шанса на очищение. Он принужден вечно стоять на коленях, вымаливая себе прощение и перебирая четки, и смотреть на ангела, уводящего душу другого к свету, вечно недостижимому для героя Мериме.
2.6. А. К. Толстой «Дон Жуан»
Так автор драматической поэмы «Дон Жуан» А. К. Толстой формулирует принципиально важное убеждение, лежащее в основе его концепции образа Дон Жуана: «Не признавать в человеке чувство прекрасного, находить это чувство роскошью, хотеть убить его и работать только для материального благосостояния человека - значит отнимать у него его лучшую половину, значит низводить его на степень счастливого животного, которому хорошо, потому что его не бьют и сытно кормят».
Дон Жуан Толстого меньше всего беззаботный повеса, коварный обольститель женщин. Он поэт и философ любви. Для него любовь - не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. За душу Дон Жуана борются два противоположных начала - света и тьмы. В прологе происходит спор о Дон Жуане между духами, представителями Света, и Сатаной. Духи предупреждают Сатану о высоком предназначении Дон Жуана: « Познай: сей Дон Жуан избранник есть творца». Однако и Сатана «давно его заметил» и рассчитывает сделать похожим на себя. Сатана готовит для Дон Жуана страшное искушение - искать небесный идеал красоты и совершенства на грешной земле. Так с волей пламенной, упорством на челе, С отчаяньем в груди, со страстию во взоре, небесное Жуан пусть ищет на земле .И в каждом торжестве себе готовит горе. Дон Жуан готов полюбить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь горечь разочарования. Именно это приводит Дон Жуана не только к утрате веры, но и к восстанию против всех нравственных устоев бытия. Встретив донну Анну, Дон Жуан искренен в своих признаниях, но он совершает поступок, делающий невозможным его брак с донной Анной. Оскорбленный Командор, обнажив шпагу, бросается на дерзкого обидчика, и Дон Жуан его убивает. Герой не может покинуть Испанию, не увидев донны Анны, не добившись ее любви. Дон Жуан достигает своей цели. Однако он не может изгнать образ донны Анны из своего сердца, как он прежде поступал с десятками женщин. Новое, неведомое чувство тревожит его душу. Последнее свидание с донной Анной открывает ему глаза, он понимает, что наконец обрел истинную любовь. Но явившаяся статуя Командора, призывая Дон Жуана к молитве, сообщает о смерти донны Анны. Гибель женщины, озарившей его душу светом любви и веры, делает невозможным его примирение с Богом. Отвергнув путь покаяния. Дон Жуан погибает от руки статуи.