Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 10 из 39)

3. Введение структуры в континуум осознания.

Когда мы натуралистически наблюдаем протекание осознания, это наблюдение может вмешиваться, ускорять или расширять сам про­цесс. Одной из форм вмешательства может быть отмечание внешним наблюдателем внешних указаний на возникающий фокус и предложение делающему упражнение включить это в осознание и посмот­реть, какое осознание возникнет. Это звучит просто, но это - суть Гештальт-терапии.

Пока же попробуем вмешиваться не так глубоко. Существуют оп­ределенные воспроизводящиеся полярности, альтернативные воз­можности в том, как осознание приходит или выражается. И можно многому научиться; обращая на это внимание. Каждая из этих полярностей, каждое из этих различений может быть основой простого уп­ражнения в осознании. Это формальные аспекты осознания, незави­симые от содержания, и их можно предложить человеку, осуществляющему континуум осознания, как структуру сообщений.

Первое различение " отмечать для каждого сообщения об осозна­вании, было ли оно выбранным или данным. Сообщая о каком -то опре­деленном содержании, имею ли я дополнительные чувства, что я мог сказать несколько вещей и из них выбрал эту одну, или она кажется прямо здесь присутствующей, данной, и только о ней я и могу сказать? Внезапный громкий звук посреди эксперимента обладает обычно этим качеством данности. Если читатель пробует выполнять упражнение по мере чтения, он может остановиться здесь и посвятить несколько минут выполнению континуума осознания под магнитофон, добавляя это различение. Люди сильно различаются в том, как они пережива­ют. Это различение "данного - выбранного" лишь отчасти связано с объективным качеством стимулов. Более полно мы рассмотрим его в пятой главе.

Два тесно связанных различения могут быть рассмотрены под об­щим названием оценки. Одна оценка - это различение приятного и неприятного. Это связано прежде всего с телом: пристальное внима­ние может дать возможность почувствовать приятное, как движение тела к стимулу, а неприятное - как отталкивание, отторжение. Вы­полняя континуум осознавания, просто добавляйте: "Сейчас я со­знаю...» и нахожу это приятным (или неприятным)" после каждого сообщения. Если добавить нечего (то есть такого рода оценка не воз­никает), - можно попробовать угадать или попробовать то или иное:

часто чувство начнет возникать.

Другого рода оценка, которая кажется исходящей, метафорически говоря, больше из головы, чем из тела - это суждение. Для исследова­ния такого рода оценки можно добавлять после каждого сообщения об осознании: "Я нахожу это хорошим (плохим)", точно так же пользу­ясь попыткой угадать, если оценка не возникает сразу. Когда то и другое некоторое время практиковалось независимо, может быть одновременно обескураживающим и завораживающим попробовать их вместе: "Я сознаю то-то и то-то, и нахожу это прият­ным и считаю дурным!"

Следующее различение лучше всего ввести на примере. Однажды во время группы, когда выполнялось основное упражнение на конти­нуум осознания, секретарша на высоких каблучках несколько раз проходила вверх и вниз по лесенке прямо рядом с комнатой, ще мы занимались. Каждый раз при этом говорящий отмечал: "Сейчас я сознаю, что кто-то проходит вверх (вниз) по лесенке...". Когда мы начали обсуждать упражнение, я показал участникам небольшую де­ревяшку и молоток; постукивая молотком по деревяшке, я мог воспро­изводить звук, очень похожий на стук каблучков по лесенке. В дейст­вительности я не делал этого во время упражнения, но ясно, что это могло бы быть в таком случае говорящий мог сказать о таком же сознавании.

Это яркая иллюстрация следующего различения - разделение "Я сознаю" на "Наблюдаю" и "Воображаю", т.е. представляю себе. "На­блюдаю" относится к чувственно данному в момент говорения, а "Представляю" - ко всему остальному: предположению, как в случае каблучков на лесенке, воспоминаниям и пр. Это наиболее яркое и, может быть, наиболее полезное из всех различий. Я советую людям практиковаться в этом, пока они не приобретут такого же искусства, как в вождении машины, то есть пока это не станет почти второй природой - осуществлять это различение, двигаясь по миру.

При этом мне предполагается, что в представлении или воображе­нии есть что-то плохое, хотя это одна из специфически человеческих функций, она придает жизни глубину и качество, источник творче­ских изменений во внешней реальности. Проблема возникает лишь

тогда, когда то, что могло бы быть, путается с реальностью - тем, что есть.

Вот пример применения этого различения. "Я сознаю, что ты мной недоволен",- превращается в: "Я вижу, что ты хмуришься. Я вообра­жаю, что ты недоволен". После некоторой практики и при некотором внимании это превращается дальше в "Я вижу, что губы у тебя кри­вятся и брови слегка морщатся. Я воображаю, что ты хмуришься. Я вижу, что твой взгляд направлен в мою сторону. Я воображаю, что ты смотришь на меня, и что твоя нахмуренность имеет ко мне какое-то отношение." Вполне возможно, что человек действительно хмурится и недоволен мною. Но важно понять, что такое восприятие - это нечто, созданное мной, верно оно или нет.

Таковы основные различения, с которыми я работаю. Возможны и другие. Например, я еще не изучил различения (хотя оно меня инте­ресует) существительного и глагола, который следует за "сейчас я сознаю": предпочтения могут быть интересными и значимыми.

Пользуясь этими средствами - натуралистическим следованием континууму осознания и структурированными различениями - мы можем начать исследовать то, что находится под поверхностью осоз­нания, не спекулируя по поводу причин потока осознания, а посредст­вом побуждения самого осознания двигаться глубже первого прибли­жения.

Универсальные процессы и осознавание: сравнение, намерение, оценка.

Три основных процесса более фундаментальны, чем осознание - это сравнение, намере­ние и определение.

1.Сравнение.

Однажды довольно продвинутая в осознавании женщина сказала: "Сейчас я сознаю, что Мери высокая, и ..." Я остановил ее и спросил: "Откуда вы знаете, что Мери высокая?" Постепенно прояснилось, что говорящая в какой-то момент быстро сравнила Мери с картиной сред­ней женщины, каким-то образом существующей в ее памяти. Сравне­ние было очень быстрым, совершенно неосознаваемым, хотя осознать его оказалось возможным, когда мы остановились и стали вниматель­но это прослеживать.

Хотя акт сравнения почти никогда не сообщается в качестве содер­жания сознания, и редко доступен осознанию без специального особо­го внимания. Акт сравнения воспринимаемого с некоторой представ­ляющейся альтернативой лежит в основе невероятного количества. содержания сознания. Существуют четыре основных вида формальных логических сравнений.

а) Сравнение, скрытые в кажущемся описании. "Я сознаю малень­кое дерево..." - хотя маленькое кажется описанием, оно содержит скрытое сравнение, подобное вышеописанному - высокая Мери. Де­рево, которое кажется маленьким среди секвой, может быть названо большим среди рощи саженцев. Это не является проблемой, когда речь идет о размере дерева, но когда делается утверждение, вроде "Моя жена всегда держит дом в чистоте" - возможны более серьезные последствия, и вопрос "по сравнению с кем" может быть полезным, чтобы выудить формальное сравнение, лежащее под этим описанием.

б) Другого рода формальное сравнение содержится в утверждениях об изменении или отсутствии изменения. "Я все еще испытываю..." или "Это, кажется, не изменилось..." основываются на формальном сравнении того, что есть, с некоторым представлением о том, что было - как правило, неполным и искаженным.

в) Оценки, предпочтения и выбор, основанный на формальных или творческих актах сравнения. Это становится очевидным в момент ре­флексии, но как акт редко переживается. Несколько лет назад я в своей машине ждал очереди у бензоколонки. Когда водитель передо мной получил шланг, служащий сказал, что бензин кончается, и сей­час они могут дать только минимальное количество до следующей колонки. До этого они. по-видимому, давали полные баки, так что я вышел из машины, чтобы выяснить, что случилось. Служащий объяс­нил, что бензин почти кончился, так что они решили давать из остав­шегося всем понемногу, а не отдать это все одному или двум. Я ворчал, получая свой минимум, и , ворча, выруливал на выезд, жалуясь на свою неудачливость и глядя на машины впереди меня, уезжавшие с полными баками. Затем я случайно поглядел назад, и увидел очередь машин, которым, по-видимому, вообще не достанется бензина. Тогда во мне поднялась волна благодарности по поводу моей удачливости, что мне хоть что-то досталось, так что я могу доехать до следующей бензоколонки.

Затем я осознал странность ситуации: вот я сижу с минимумом бензина в баке, количество его не меняется, а моя оценка - повезло мне или не повезло - скачет туда и сюда, буквально в зависимости от того, в какую сторону повернута моя голова. Оценка ситуации цели­ком зависела от сравнения, которое я делал.

г) Может, наиболее удивительным является понимание того, что большая часть так называемых чувств основана на формальных срав­нениях. В только что приведенном примере очевидно, что мои чувст­ва раздражения или облегчения были реакцией на оценку повезло-не повезло, которая, в свою очередь, основывалась на сравнении с теми, кто получил больше, или с теми, кто не получил ничего.

По существу, то же самое оказывается справедливым по отноше­нию к таким чувствам, как вина, обида, и т.п. Вина или самооправда­ние вытекает из моих сравнений того, что я сделал с представлением или образом моего идеального лучшего Я. То же относится и к обиде. Допустим, я услышал, что кто-то говорит обо мне гадости. Что я чувствую? Что я чувствую, зависит в меньшей степени от самого дейст­вия, нежели от того, кто это делает и в каком контексте.