Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 16 из 39)

Одна из наиболее сильных сторон Гештальт-терапии состоит в го­товности и способности гештальтиста следовать за фокусом энергии, куда бы он ни двигался, не будучи пойманным словами. Для невнима­тельного наблюдателя работы с пациентом может показаться, что те­рапевт не обращает внимания на слова, перебивает, меняет тему. Од­нако, к концу работы, если она успешна, человек испытывает значительное чувство облегчения и интеграции. Он обнаруживает, что он все время был в фокусе внимания терапевта. Придерживаясь ведущего осознания, я, фактически, прислушиваюсь к организму в целом, а не только к части его, которая произносит слова.

Очень часто, когда фокус осознания сдвигается, он движется между импульсом продолжения работы над тем, с чего человек начал, и со­противлением этому. Как раз здесь подвижность и гибкость терапевта особенно полезна. Если, например, человек работает со сном и вне­запно как бы отходит, смотрит в сторону и голос его бледнеет, возмож­но, что происходящее это внезапная вспышка тревожности или сопро­тивления.

Нежелание продолжать возникает в этот момент как доминирую­щая фигура. Проход через это нежелание возможен, но почти навер­няка после этого у человека будет меньше свободной энергии. Геш-тальтист пойдет сразу же вместе с сопротивлением, позволит ему превратиться в сознательное, принимаемое осознанием, обратит вни­мание на жест ухода и взгляда в сторону. Человек проживает более явно и полнее осознает то, что он делает. Если сопротивление очень сильно, человек может действительно захотеть остановиться в этой точке, что совершенно "0'кей". Если у него нет больше свободной энергии, то он прекращает процесс вместо того, чтобы продолжать то, против чего протестует весь организм. Более вероятно, что когда чело­век полностью переживет сопротивление, его энергия иссякнет, и он сможет вернуться к первоначальной теме с большей способностью фокусироваться и продвигаться.

Очень часто смена фокуса осознания происходит в противополож­ностях. То есть, пережив полностью некоторый аспект происходяще­го, человек скорее перейдет к противоположному, чем к чему-то, не имеющему отношения к пережитому. Большая часть незаконченных дел, которые люди несут с собой, существуют в виде полярностей. Эти полярности существуют одновременно, продолжая внутренний спор. Часто эти споры ведутся обвиняющим критическим голосом долженствования - я должен, я обязан, которые Фриц Перлз назвал "собакой сверху" и протестующим голосом лени - я не могу, я не хочу, который он назвал "собакой снизу".

6 эксперимент.

Повторите несколько раз вариант первого эксперимента ориенти­рованного на обращение. Представьте себе или претворитесь, что де­ла обстоят не так, как они обстоят, а наоборот. Сделайте (что бы это ни значило для вас) так, чтобы ваше чувство в определенной ситуации стало бы полностью противоположным. Побудьте с этим достаточно долго, чтобы посмотреть, что из этого получится.

Большинство конфликтов появляется в форме поляризованных по­зиций типа "я должен выполнять домашнее задание" и "мне этого не хочется". Гештальт-подход состоит в том, чтобы продвигаться от одно­го к другому, переживая ощущения каждой стороны так полно, как это возможно. Это делается вместо того, чтобы сидеть в напряженном, неудобном и смешном амбивалентном положении. Переход на каж­дую из сторон и полное переживание каждой стороны часто дает воз­можность осуществить новый синтез, который с большим удобством включает большую часть вас.

Есть еще один принцип Гештальта, который следует из вышеска­занного. Если действительно пребывание с опытом - лучший способ использовать его наиболее плодотворно и пережить его наиболее по­лно, то почему бы не попробовать в качестве произвольной техники использовать преувеличение для ускорения процесса полного пере­живания. Разумеется, первые попытки преувеличения состояния мо­гут быть искусственными, но часто они довольно быстро переходят в подлинный опыт.

Если человек жалуется на головную боль, то мы знаем, что он каким-то образом создает эту головную боль, но не знаем, каким именно. Мы просим человека увеличить ее, то есть сесть так, как для этого нужно, или думать о том, о чем нужно думать, или смотреть туда, куда для этого нужно. В общем, делать то, что пациент найдет нужным делать, чтобы усилить боль. Вместо того, чтобы пассивно наблюдать и ждать действий пациента, мы вмешиваемся и пробуем сделать боль сильнее. Часто человек может сделать это довольно быс­тро. Когда он демонстрирует способность изменять боль в одном на­правлении, он обычно спонтанно находит способность двигать ее и в другом, то есть заставить ее исчезнуть в большей или меньшей степе­ни. Если человек говорит о некотором раздражении, мы предлагаем ему притвориться серьезно раздраженным и раздосадованным. Если потенциал существует - он проявится.

Далее. Большинство конфликтов или напряжений существует че­рез полярности, и человек в данный момент проявляет одну из сторон. Произвольное обращение часто вводит полярность в непосредствен­ное осознание. Если человек говорит о том, что кто-то сводит его с ума, то можно быть почти уверенным, что существует довольно силь­ное притяжение к тому человеку, иначе гнев не был бы столь силь­ным. Человек не будет терять время на злость в отношении людей совершенно для него не важных. То есть помимо состояния гнева определенно существует какое-то позитивное чувство. Хорошим при­емом может быть притворство на одну-две минуты, что эти позитив­ные чувства существуют и высказать одно-два предложения с позиции этих чувств.

Техники преувеличения и обращения вместе называются "тяни-толкаем". Они являются основными в гештальт-подходе. Их дейст­венность легко понять благодаря воспоминанию о способе сдвигания застрявшего автомобиля. Вы не тянете его в одну сторону, а скорее раскачиваете вперед и назад. Последний сильный толчок вперед мо­жет оказаться самым решающим. Человек, завязший в конфликте, или в двойственных чувствах, часто с помощью тяни-толкая может быть перемещен на новое место.

Мы уже намекали на гештальтистскую теорию измене­ния. Настало время выразить ее более четко. С точки зрения Гештальта все, что необходимо для изменения, это просто ситуация, в которой человек переживает то, что есть в наличии. В момент полно­го переживания изменение происходит мгновенно, спонтанно и неиз­бежно. Как только я осознаю процесс, просящийся в осознание, ситу­ация проясняется и я перехожу к тому, что стоит на очереди. Это может быть не тем, что я предполагаю и что я хотел бы изменить. Это движение всегда происходит в направлении большего равновесия и всегда сопровождается освобождением некоторого количества энер­гии, ощущением легкости, что бы не происходило.

Если человек старается измениться в течение некоторого времени, то основным препятствием к изменению может стать как раз это самое старание. Оно удерживает человека от возможности переживать ос­новное событие.

Если я боюсь пережить свое одиночество, то я буду делать все для того, чтобы избежать его. Я буду встречаться с людьми, курить с ними, пить кофе, заведу ряд ничего для меня не значащих сексуальных знакомств, и так далее. Но парадоксальным для меня образом эти самые действия, которые я использовал для защиты от одиночества, более всего поддерживают ситуацию неизменной. Они создают мне условия, при которых я избегаю опыта, хотя только в полном пережи­вании одиночества есть шанс, что оно пройдет и даст мне свободу пережить что-нибудь еще. И тогда возникает следующий парадокс. Как только я действительно начинаю переживать этот пугающий про­цесс, так он растворяется, становясь чем-то иным, нежели то, чего я ожидал и чего боялся. Иным, чем ранее представление о нем, то пред­ставление, которое я составил и носил с собой так долго.

По-другому это можно представить так, что мое поведение всегда определяется тем, что я отказываюсь пережить в реальности. Отсюда понятно, почему гештальт-терапию называют парадоксальной техни­кой изменения. Мы просим людей, которые приходят, чтобы изме­ниться, сделать труднейшую вещь в мире. Сделать то, что они больше всего не хотят делать - отказаться от представлений об изменении и просто переживать то, что есть. Люди избегают опыта, притворяются, что его нет, делают что-то еще и остаются теми же самыми, если только не более сложными. Это происходит до тех пор, пока они не сделают этого простого и трудного шага: переживать то, чего они избе­гали.

Нужно сделать еще одно дополнение, чтобы это утверждение могло быть полным. Часто может показаться, что человек переживает нечто полностью, но все же остается привязанным к этому, привязанным к попыткам избегать этого в дальнейшем. Он не обнаруживает облегче­ния или исчезновения неприятных симптомов.

Важным моментом является параллельное осознание вместе с опы­том и своего выбора. Того, что я сам выбрал и создал этот опыт, а не являюсь его жертвой. Если переживание одиночества сопровождается чувством, что на это одиночество меня обрекли мои родители, или кто-то меня оставил и этим сделал меня одиноким, - я еще не полно­стью переживаю происходящее. Необходимо в дополнение к этому мое осознание, что в каждой точке моей жизни я по собственной воле участвую в ситуации, создающей опыт, которого я пытаюсь избежать.

Гештальт-терапию часто отождествляют с формами психотерапии, требующими драматических телесных действий и выражений в каче­стве необходимых элементов процедуры. Действительно в нашей культуре стремление к минимуму выражения создает серьезную про­блему. Старание жить одним интеллектом вместо полной жизни всего организма, - может быть это основная проблема большинства людей.