Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 21 из 39)

Возражение - дополнительная энергия, добавляющаяся к спонтан­ной неприязни. Как и суждение, она основана на эго. При внимании и практике она более поддается контролю, чем изначальное моменталь­ное неудовольствие. Обычно, если не всегда, оказывается, что есть некая цель или предполагаемая выгода от добавления этой энергии, хотя эта потенциальная выгода редко сознается.

Для наивного человека этот дополнительный шаг не кажется до­полнительным, он кажется данным в первоначальном неудовольст­вии. Для человека, тренированного в осознании, клин между этими шагами очевиден. В качестве иллюстрации представьте себе, что вы убираете в очень грязной кухне, заваленной помоями, грязной посу­дой и пр. Очевидно, вы органически будете испытывать некоторое неудовольствие от запахов и неудобств. Будете ли вы добавлять энер­гию возражения - зависит от контекста.

Если весь этот разгром остался после празднования совершенноле­тия вашего сына, когда он впервые играл роль хозяина дома, и если впервые он оставил такую грязь, вы скорее будете переживать не неудовольствие, а мысли о сыне и его будущем, тщательно прибирая кухню. Если же - это последствия очередного визита родственников вашей жены, которые к тому же наговорили вам кучу гадостей, вы, возможно, будете кипеть негодованием и, конечно же, фокусировать­ся на худших сторонах беспорядка.

Хорошую аналогию этому различию можно отыскать в примере с радиоприемником. Настройка на станцию аналогична "собственно не­ удовольствию", но есть еще отдельное действие увеличения громкости посредством добавления энергии - это "возражение". С пациентами, сильно отягощенными негативными суждениями (я чуть было не ска­зал: "посвящающими себя суждению") я провожу много времени в обнаружении этого промежутка между неудовольствием и возраже­нием, настаивая на важности этого различения.

Концептуализация и опыт. Упражнение «Рондо»

"Память говорит мне, что я сделал это. Гордость утверждает, что я не мог этого сделать. Гордость скоро победит". Ницше.

Представление или концептуализация играют особую роль в потоке опыта. Практикование различения "наблюдаю-воображаю" в течение не­которого времени привела меня к несколько пугающим представлени­ям об опыте. От момента к моменту наше восприятие в значительной степени определяется не новыми, приходящими ощущениями, а уже существующими структурами интерпретации, в которые попадают новые сенсорные данные. Иногда ( и такие случаи запоминаются) новые данные сдвигают или даже отбрасывают существующую струк­туру, но гораздо чаще новое теряется или трансформируется в пред-существующих старых формах. Глядя через стол напротив во время завтрака, я редко вижу вновь рожденную, только что созданную жен­щину, - я вижу мою давно знакомую жену. Я не слышу, что она в действительности говорит, я знаю, что она в действительности имеет в виду. Если через пять минут меня спросить, что она говорила, я дам пересказ моих представлений, а совсем не того, что она действительно сказала. Вопрос здесь в том, сколь много в опыте каждого момента определяется тем, что актуально, находится здесь и сейчас, что ново, - а сколь много принадлежит понятиям. Цель концептуальных струк­тур, я полагаю, в том, чтобы создавать больше устойчивости в воспри­ятии, но любой хорошей вещи может быть слишком много.

Одно из упражнений в наблюдении, которое я часто предлагаю, таково: прямо перед обедом обратить внимание на опыт "голодности" и просмотреть, сколь много в этом того, что основано на здесь и теперь присутствующих ощущениях, таких как урчание в желудке или слю­на во рту, а сколь много - на концептуализации: как много времени прошло после завтрака, который час и т.п.. Концептуализация обыч­но доминирует в создании голода и часто после этого упражнения люди некоторое время не испытывают голода.

Долгое время, когда я работал целыми днями, я страдал от послепо­луденных спадов - периодов слабости, приходивших около четырех часов дня и длившихся до пяти. Я принимал это как факт жизни, ожидая их, и был внимателен в назначениях чего-то на этот час, зная, что это случится. Затем, практикуя регулярно осознание, я начал замечать с подозрением, что в некоторые дни не было спада, и по рассмотрении оказалось, что это были дни, когда происходило что-то интересное. Внимательно рассматривая, что происходит во мне, я обнаружил, что случайный зевок вызывает за собой мысль "А, вот оно", может быть воспоминание, что я поздно лег вчера вечером, - и скоро я оказывался в кульминации спада. Я понял, что концептуали­зация и ожидание формировали реальность и делали это с самоподтверждающей силой. Если же я лишь замечал зевок и не придавал ему значения, то иногда я чувствовал себя усталым, а иногда - нет! При­чем это больше зависело от того, что мне предстояло, чем от того, что было в прошлом, от того, куда я шел, а не от того, где я был.

Однажды в эти времена пациентка сказала мне: "Я знаю, терапия -долгий и сложный процесс..." - и я понял, что для нее это так и будет. Даже если она скоро почувствует себя лучше, она найдет какие-ни­будь представления, с помощью которых она снизит ценность видимо­го улучшения и оправдает свою концептуализацию - утверждая ее правоту и делая ее еще более правой для следующего раза!

Концептуализация может стать препятствием для протекания опыта. Понятия и представления, какова бы ни была их цель или предпо­лагаемая ценность , действуют на опыт замораживающе, замедляют поток, подавляют то, что свежо и ново в ситуации, вносят некоторую, так сказать, затхлость. Сюда относится и то, что раньше говорилось об оправдании, указывая на нечто в структуре и проявлениях концепту­ального мира. Когда у человека возникает чувство какого-либо рода: любовь, страх или гнев, то часто первой реакцией бывает проверить это чувство на правильность, посмотреть, соответствует ли оно правилам личного мира человека. Если возникшее чувство не подходит, оно почти наверняка будет уничтожено или искажено до степени компромисса, который более соответствует и может быть объ­яснен, защищен и оправдан.

Упражнение, которое я называю «рондо», полезно для ослабления привязанности опыта к концептуализации, для того, чтобы дать опы­ту, который хочет иметь место - получить его, а понятиям, которые стремятся сдерживать его - ясно проявиться. Инструкции для рондо: человек, выполняющий упражнение, сидит лицом к партнеру, помогающему ему. Оба сидят в открытых позах, довольно близко друг к другу, поддерживая контакт взглядом. Выпол­няющий упражнение выбирает ключевое слово или фразу, которая содержит для него какой-то эмоциональный заряд. Это могут быть названия эмоций - страх, гнев и т.п., или более сложные состояния -унижение, отверженность; имена людей, фразы, которые человек много раз слышал в детстве. Цель упражнения в том, чтобы снять некоторую часть заряженности через катарсис, и в том, чтобы рас­крыть нечто из содержания и значения, окружающего слово или фра­зу, но пока неясного.

Процедура состоит в том, чтобы повторять слово или фразу снова и снова без остановки, но не быстро и не автоматически. Как только возникают мысль, воспоминание, телесное ощущение или образ, име­ющие отношение к теме, выполняющий упражнение рассказывает или описывает их, занимая этим столько времени, сколько это зани­мает. Затем он немедленно возвращается к повторению слова или фразы. Отсюда и название - рондо - музыкальная форма, которая постоянно возвращается к одной и той же теме. Инструкция требует все время занимать рот говорением, не останавливаясь и не давая концептуальной организации и стиранию возникать. Слезы и интен­сивные переживания обычны и "о'ксй", если только они не останавли­вают и не замедляют процесс. Дайте им пройти и продолжайте. Глав­ная задача помощника - быть здесь и принимать то, что возникает, напоминая выполняющему, чтобы он не останавливался, щелчком пальцев или повторением ключевого слова или обращая его к созна­нию, если он начинает произносить фразу механически.

Работа с различением концептуализации и опыта может быть на­звана хлебом продолжительной консультативной работы терапевта. Представления о себе, о прошлом, о самом времени, о других, о собы­тиях со сравнениями, суждениями и чувствами, естественно вытекаю­щими из представлений, - основные препятствия к простой, принима­ющей жизни опыта, жизни как она есть. Гештальт-терапию часто связывают с фокусировкой на чувствах, но я все больше вижу, что чувства - только естественный результат концептуализации, которой человек придерживается - именно с ней надо работать. Если человек говорит о страхе как проблеме, то нужно смотреть на представления, которые он использует для возбуждения страха.

Доступ к внутреннему знанию: «виртуальное пространство»

В 1960 году, предлагая тест Роршаха пациенту, затрудняющемуся в выражении своих мыслей, я не получил ответа ни на одну из карто­чек, и не знал, что мне делать. Я взял снова первую карточку и сказал пациенту: "Я знаю, что вам это не кажется похожим на что-то, но если бы это было на что-то похоже, то на что?" - Он сразу же ответил: "О, если бы это было на что-то похоже, это было бы похоже на бабочку." -"О, сказал я, - если бы это была бабочка, где именно была бы она расположена на карточке?" - Мы снова прошли все карточки с этим новым вопросом, и он давал весьма сложные ответы.

Таков был мой первый опыт использования техники или, скорее, способа обращения с опытом, который я называю виртуальным про­странством или, иначе говоря, пространством возможности. Это ока­залось чрезвычайно полезным во многих формах. Кроме того в этом есть интересные и поистине глубокие моменты относительно того, как люди представляются и что они есть. Эта техника довольно близко соответствует, теоретически и практически, гештальт-подходу. Книга О.Вейнингера "Виртуальная Философия" была одной из опор раннего гештальтизма. Я сотни раз использовал буквально ту форму, которая была описана -"Если бы вы знали ответ, каким он был бы?". Постепен­но возникало все больше различных вариаций, часто с такой же уди­вительной спонтанностью, как первая находка.