Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 27 из 39)

Я всегда вспоминаю о лосе и о волках. Мы все - части более широ­кой системы, и никто из нас не знает реального значения того, что происходит в более широком контексте. Многие суфийские притчи прекрасно это иллюстрируют. Человек умирает в результате случай­ности. Какая жалость! Затем выясняется, что он отправился в путь, чтобы убить халифа. О, как хорошо, что он погиб! Затем выясняется, что халиф сошел с ума, и в ближайшие два года станет несчастьем для всей страны. Как жаль, что тот человек не добрался до него! И так далее ...

Есть другой ответ тем, кто выдвигает в качестве возражения совер­шенству события в мире. Я начинаю искать основу этого сопротивле­ния в их уме, в их жизни. Какова ценность этого возражения? Часто оказывается, что они не делают того, что, как они полагают, они хотели бы делать. Рассматривая свое противопоставление, они нахо­дят следующий шаг, который возможен, чтобы затем его сделать, а может быть нет. Тогда все повторяется.

Я собираюсь завершить эту главу собственным отчетом. Я в некото­ром смысле являюсь одним из представителей движения роста. Я рас­сматриваю концепцию совершенства вещей, как они есть, и нахожу ее прекрасной и удовлетворительной.

1. Действие этой концепции на мою работу было очень значитель­ным. Моя работа стала сложным и динамичным единством методов изменения и методов принятия. Я изменяюсь, сохраняю лучшее из старого и двигаясь в направлении все большего принятия того, что есть. Каждая техника, каждая формулировка, которая получена мною в прошлом, трансформируется, чтобы соответствовать новой точке зрения. Вот хороший пример: Раньше я пользовался таким определением -"Это цена, которую вы платите за привязанность к себе, разрушая себя..." Новое определение, прошедшее через трансформацию приня­тия таково: "Это способ удержания в сознании выбора поведения в течение того времени, пока вы не собираетесь пользоваться этим вы­бором." Переход от таких слов как "цена", "привязанность", "разру­шение" к краткости и принятию второго определения очевиден. В моей работе стало больше легкости и игры, меньше тяжести, меньше серьезной погруженности в проблемы. Работать над проблемой - зна­чит до некоторой степени укреплять ее. Как сказал С.Т.Элиот, "думая о ключе, каждый укрепляет тюрьму". Чувствуя, что рост, изменения и улучшения неизбежны, вряд ли стоит подталкивать их с таким уси­лием.

2. Я стал в большей степени принимать самого себя. Я продолжаю Испытывать неуверенность и дискомфорт. Но вместе с этим я более умиротворен и менее подвержен напряжению, во мне меньше сожаления, беспокойства и чувства экологической правильности все более проникает в мою жизнь.

3. Эта точка зрения может повлиять на движение роста и на обще­ство, поскольку проблема не в том, каковы вещи, а в иллюзии какими они должны быть. Распространение позиции совершенства может ос­лабить мертвую хватку иллюзий в нашей культуре. Отказ от оболь­стительной фантазии конечной цели, к которой мы идем, и просто понимание вещей такими, какие они есть, - весьма привлекательная возможность для меня.

Тактика «переименование симптома». Просветление.

1.Просветление.

Одно из фундаментальных достижений даосизма в понимании, что качество создается и поддерживается существованием его противопо­ложности. Говоря словами святого, когда мы слышим о сыновней поч­тительности, мы знаем, что дети уже не слушают родителей. Дейст­вительно, кто будет рассказывать о детях, слушающихся родителей, если это действительно происходит. Это начинает заслуживать об­суждения, если хотя бы некоторые из детей не слушаются.

Ключевым аспектом Просветления в этом разделе является пережи­вание того, что настоящее совершенно таким образом, как оно есть. Всякая мысль о противоположном - это искажение, неполное видение ситуации, хотя это искажение само становится совершенно в этот момент.

Есть два существенных момента, которые приводят к потере совершенства настоящего.

Первое - это ошибка присваивания ценности событиям. Есть исто­рия о старом китайце, который единственный в деревне имел лошадь. Это означало, что он мог вспахать больше земли, чем его односельча­не, так что он был относительно богатым. Все называли его счастлив­цем, пока однажды его лошадь не убежала. Тогда все стали называть его несчастным. К обеим этим оценкам он относился равнодушно. Несколькими днями позже его лошадь вернулась, ведя за собой дру­гую, дикую лошадь. Поскольку вторая лошадь тоже стала принадлежать крестьянину, все говорили о его удачливости. Однако на следующий день его сын, забираясь на дикую лошадь, упал с нес и сломал ногу. Это односельчане сочли несчастьем, пока не появились гонцы императора, забира­ющие молодежь на войну. Они, разумеется, оставили юношу со сло­манной ногой в покое. История имеет продолжение, но смысл уже ясен: ценность события может трактоваться ошибочно, с любой огра­ниченной точки зрения. Только более широкий взгляд может воспри­нять совершенство события, которое рассматривается как "не о'кей" с ограниченной точки зрения.

Вторая ошибка, ведущая к невозможности пережить совершенство, более глубока и фундаментальна. Некоторые говорят: "Я называю это так, как я это вижу." Однако существует понятие "Этого нет, пока я это не назову". Просветление - это не понятие вроде неудачи, тревоги или убежав­шей лошади, а фундаментальное энергетическое событие, как тако­вое. Когда мы говорим что-то себе о событии, мы ограничиваем его своими категориями, придаем ему значение, лишь приближенное к тому, что есть в действительности. Может быть, старому китайцу сто­ило сказать, что его лошадь не сбежала, а пошла за другой лошадью? Единственной существующей определенностью в тот момент было пу­стое стойло. Все остальное - плод воображения. Само описание собы­тия - это набор теорий. Оно безнадежно насыщенно предположения­ми и предрассудками. Неудивительно, что трудно увидеть совершенство вещей, поскольку мы видим, в основном, не сами вещи, а наши собственные неузнанные предположения.

Итак, нет дурных привычек, черт или симптомов. Это лишь повто­ряющиеся события, которые люди настойчиво заставляют значить что-то, и которым они настойчиво приписывают негативные ценно­сти. "У меня есть дурная привычка", - в более точном изложении значит: "Я делаю нечто значимое, что делал и раньше, кроме того, у меня есть дополнительная мысль, что это плохо". Привычка - это теория относительно повторяющегося поведения, а не факт. То, что она дурная, очевидно, существует как мысль у того, кто называет ее дурной, не более того.

Теперь мы посмотрим, как можно применить эту точку зрения в психотерапии, точку зрения, что вещи совершенны в том виде, как они есть. А если я не вижу этого - я либо неправильно воспринимаю события, либо приписываю несвойственные им ценности. Но сначала нужно остановиться еще на одной детали.

Часто полагают, что Просветление - это событие класса "все" или "ничего". В моем опыте Просветление происходило фрагментарно. Я мог обрести Просветление, то есть увидеть сущностное совершенство некоторого аспекта моей жизни, без значительного сдвига в других аспектах. Поэтому далее мы будем говорить о том, как люди могут пережить частичное Просветление или Проблеск.

2.Истоки подхода.

Несколько лет назад я работал с женщиной над проблемой ее ре­вности, проявлявшейся как гнев, направленный на мужчину, с кото­рым она жила, когда он проявлял интерес к другим женщинам. Она считала ревность ужасным симптомом, и ее неудовольствие по поводу собственной ревности было столь значительным, а реакция на само слово столь болезненной, что мне показалось неуместным рассматри­вать с ней возможную незамеченную ею ценность этой ревности.

Тогда мне в голову пришла идея найти новое имя для ревности, чтобы появилась возможность разговаривать об этом более спокойно. Пока мы искали новое имя, женщина вспомнила свои переживания того, что отец оставил ее, когда она была ребенком. Через несколько минут появилось новое-наименование: "Ранний предупредительный сигнал панического страха быть неожиданно покинутой". К моему удивлению, это открытие не сделало терапевтическую работу воз­можной, - оно привело работу к концу. Женщина разрыдалась, уви­дев, что ревность не враг, а друг и защитник, который ей очень нужен.

Проблема переместилась с вопроса "что делать с ревностью" на вопрос о правильном поведении в жизненной ситуации, которая угро­жает ее благополучию. Женщина тут же поняла, что ей нужно делать и, отправившись домой, сделала то, что считала необходимым.

Столь выраженный результат десятиминутной работы заставил ме­ня присмотреться к тому, что произошло и из этого возникла основная тактика.

3.Переименование симптома.

Дело в том, что мы имеем возможность найти новое название для симптома или вызывающей отрицание особенности, описывающее по­ведение не менее точно, чем первоначальное название, но обладающее позитивным качеством. Так, если отрицаемой чертой было уп­рямство, то новым наименованием может быть упорство. Термины описывают одно и то же поведение, различна только оценка. Во время поиска нового названия пациент ясно переживает тот факт, что он сам приписывает оба значения ценности событию, о котором вдет речь. Нет ничего раз навсегда хорошего или дурного в повторяющемся сходном поведении. Будет ли это названо упрямст­вом или упорством, зависит целиком от того, что из этого выйдет.

У человека существует почти универсальная тенденция к улыбке облегчения в тот момент, когда новое наименование найдено удачно. Этот момент облегчения, хотя бы в одном аспекте жизни, и называет­ся частичным Просветлением.