«Я не одинок в своем положении», «Может быть все образуется, хотя сейчас выглядит безнадежно», «возможно у меня все в порядке», ведь у него было что-то подобное, а он производит впечатление нормального человека» – вот фрагменты самоотчетов моих партнеров по занятиям. Во время одного из занятий (воркшопов) я познакомился с женщиной, социальным работником в доме для одиноких матерей. Она сама в возрасте 16 лет родила внебрачного ребенка и счастливо его воспитала, но никогда не рассказывала об этом женщинам, с которыми работала, хотя когда-то ей очень хотелось это сделать. Только теперь она поняла, что этот факт ее жизни может быть мощным инструментом для проведения позитивных перемен в поведении ее подопечных.
Самораскрытие, являясь весьма полезным приемом для пациента, не меньше пользы приносит и для личностного роста терапевта. Я не знаю лучшего способа приобщения к жизненной мудрости и интеграции, чем приобщение других к своему жизненному опыту, что позволяет увидеть его с разных точек зрения.
Вариант «6Б»: раскрытие актуальных (сейчас и здесь) чувств слушателя.
Принципы: Пациент достигает большей ясности восприятий окружающего, если будет получать полноценную информацию по обратной связи.
Пациент сможет выработать более отчетливый и адекватный взгляд на то, какое влияние он оказывает на окружающий мир, на то, что для него является действительно важным и значимым, если будет получать достоверную и полную «обратную» информацию от слушателя-терапевта. Если в его речи, манере выражать свои мысли есть что-то вызывающее раздражение или скуку у слушателя, то об этом лучше знать, чем не знать. Слушатель оказывает говорящему услугу, когда открывает эти чувства в момент их появления.
Очень существенный момент применения этой позиции: слушатель не утверждает, что его чувства намеренно или случайно вызваны словами или действиями говорящего. Слушатель не пытается понять, почему он ощущает раздражение или скуку либо побудить партнера «сделать что-нибудь». Нет: он просто регистрирует появление таких чувств, предоставляя их интерпретацию и эвентуальные предупредительные меры пациенту.
Данная позиция, как правило, применяется в отношении пациентов с сохраненными личностной структурой и характером, самооценка которых не будет поколеблена негативной информацией.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Существенный момент похода заключается в том, чтобы терапевт не приписывал говорящему «причины» своих чувств. Слушатель непосредственно сообщает говорящему о чувствах, испытываемых им «здесь и сейчас», формулируя высказывания от первого лица в настоящем времени. Терапевт может в любой момент прервать пациента, чтобы сообщить ему о своих эмоциональных реакциях: «Мне стало скучно», «Теперь мне чрезвычайно интересно то, что вы говорите», «Я теряю терпение» и т.д. Весьма важно то, что высказанные чувства были искренни, полны (ничто не замалчивается), и чтобы слушатель никоим образом не приписывал пациенту ответственности за возникновение у него тех или иных чувств.
КОММЕНТАРИЙ: Эта позиция разрабатывалась главным образом в рамках гештальт-терапии, а также немногочисленными психотерапевтами, придерживающимися экзистенциальной ориентации. Применяя рассматриваемый подход, очень легко скатиться либо к моральному «эксгибиционизму», либо к манипулированию собеседником. Здравый смысл подсказывает, что тем, кого эта позиция привлекает очень сильно, лучше ей вообще не пользоваться. При умеренной же преференции работа в этой позиции безопасна и для пациента и для терапевта.
Позиция «7»: экзистенциальная позиция.
Принципы: Каждое высказывание отражает всю систему мировоззрения говорящего. Данная позиция основана на предположении, что каждое высказывание выводится из всей системы мировоззрения человека. Высказывание в отрыве от мировоззрения совершенно непонятно. Дело затрудняется тем, что мировоззрение вовсе не всегда осознается. Вербальная продукция может порождаться без малейшего сознательного учета мировоззрения подобно тому, как не всякий идущий человек может сформулировать биомеханические условия сохранения равновесия.
- Открытие того, что точка зрения есть только точка зрения, а не реальность, может привести к снятию проблемы. Рассматриваемый круг явлений выступает не так часто, но его возможное присутствие надо иметь в виду, когда мы встречаемся с упорно держащимися проблемами. В этих случаях речь может идти о существовании комплекса мировоззренческих установок, которые я называю «основой бытия». Бывает, что проблемы возникают лишь потому, что в «основе бытия» пациента существует значительные деформации и противоречия, затрудняющие адаптацию.
Открытие пациентом факта, что его точка зрения является лишь точкой зрения, а не реальностью, часто приводит к снятию (а не решению) проблемы. Достаточно того, чтобы само собой разумеющееся стало предметом критического осознания.
Каждое высказывание пациента укоренено в пластах установок, лежащих за ее пределами сознания. Если он осознает существование той или иной установки (принципа), определяющей его поведение, то либо сознательно признает ее истинность и будет следовать ей в дальнейшем, либо сознательно отвергает ее и не будет ею руководствоваться по крайней мере на этом уровне.
Во втором случае все, что пациент собирался сказать и, что опираясь на «ложное» убеждение, теряет смысл и способ рассмотрения (точка зрения) проблемы или темы может подвергнуться решительному изменению. Мы не можем и не должны предвидеть, какова будет новая точка зрения и влиять на ее содержание и формирование - достаточно, что ранее неосознаваемый принцип поведения вошел в поле сознания.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Проблема «мировоззренческих» предпосылок подробно изложена во втором разделе. Здесь мы приведем лишь одни пример, иллюстрирующий процесс «вслушивания» в предпосылки и его целевое назначение.
Одна из пациенток сказала как-то с отчетливо выраженной неприязнью: «Мой бывший муж даже не помогал мне при ходьбе, когда мы отправлялись куда-нибудь вдвоем». Для того, чтобы составить такое высказывание, она должна была полагать, что ее экс-муж мог или должен был ей помогать. Когда я спросила у нее: «Вы всерьез думаете, что он должен был это делать?», она выглядела смущенной (этим чувством сопровождается осознание предпосылки), но быстро сориентировалась, что не только не было причин ожидать от него помощи, но она сама не захотела бы принять помощь с его стороны, учитывая их тогдашние отношения. Это позволило ей перенести центр тяжести с выражения неприязни к бывшему мужу на рассмотрение собственных экспектаций, существовавших в то время, и мешающих ей по-новому устроить свою жизнь.
В рассматриваемой позиции слушатель-терапевт вслушивается не в содержание высказывания, сколько в логически ??? его, слой предпосылок и установок. Затем терапевт выносит на обсуждение предпосылки (в нашем случае вопрос: «Вы действительно думаете, что он должен был вам помогать?). Если пациент сознательно принимает предпосылку, он просто говорит: «Да, должен», и продолжает свою речь. В приведенном примере было не так: пациентка должна была задержаться и разрешить выявленное противоречие.
Принципиальный момент действий терапевта в этой позиции – не выражать сомнений относительно услышанного высказывания и протеста по поводу его содержания. Его задача – установить логические предпосылки высказываний и продемонстрировать его пациенту, чтобы убедиться, что он полностью принимает, или чтобы дать ему возможность выявить самому противоречие в своих рассуждениях.
КОММЕНТАРИЙ: Способность использовать рассматриваемую позицию на практике зависит от того, насколько сам терапевт способен выявлять в собственных словах скрытые предпосылки. Если у терапевта и пациента есть общий выбор недоступных сознанию установок, их сотрудничество в данной позиции будет невозможным.
Позиция «8»: позиция совершенствования.
Принципы: Тот, кто в своей жизни в каком-то смысле «сошел с дистанции», может стараться «вернуться на дистанцию», размышляя и говоря о своей ситуации. Его способ выражения своих мыслей и может содержать элементы смущения, беспокойства, сомнения и т.д. Эти элементы неотъемлемы от поведения человека, решающего трудную жизненную задачу, но со стороны могут выглядеть недостаточно привлекательными и уж совсем не эффективными.
Потребность сохранить привлекательность своего образа для окружающих может побудить пациента сделать свое поведение и слова «совершенными»: преодолеть смущение, беспокойство, сомнение – быть «крутым». Все это существенно затрудняет его дела. Вместо того, чтобы основательно проработать свои проблемы, этот пациент больше озабочен своим «внешним» видом: «Я не должен проявлять смущение, это не достойно» и т.п. Если создать ему условия для естественного поведения, он будет действовать быстрее и эффективней.
- Помочь пациенту в преодолении смущения может кончиться коллизией с ясностью его мысли.
Предпринятые терапевтом с самыми лучшими намерениями попытки помочь преодолеть пациенту его сомнения, смущение и т.п., могут усилить описанный процесс самоблокирования и затруднить пациенту продвижение вперед. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт сосредотачивается на подтверждении, что каждый очередной шаг пациента хорош и правилен, даже если это не ясно до конца ни тому ни другому:
Терапевт: Это замечательно, что вы заботитесь о ясности мысли, хотя еще не до конца разобрались в своей ситуации.
Пациент: Я боюсь, что мне никогда не удастся выразиться по этому поводу яснее.
Терапевт: В вашем положении выражать такие опасения – это требует немалой смелости!