Смекни!
smekni.com

Практикум по системной поведенческой психотерапии (стр. 11 из 78)

Настоящее современного человека потерялось между прошлым и будущим, растворилось в их безжалостной схватке друг с другом. Между прошлым и будущим формируется своеобразная «круговая порука», лишающая человека покоя.

Из-за наших постоянных воспоминаний о плохом мы не можем наслаждаться настоящим моментом. Причем прошлое способно испортить не только настоящее, но и будущее. Ведь будущее произрастает из настоящего, а оно, как мы признали, испорчено прошлым. А оттого что мы боимся неприятностей в будущем, качество нашей жизни в настоящем, как вы понимаете, не улучшается. Да мы и не живем в настоящем, мы где-то всегда «не здесь» и «не сейчас».

* * *

Мы заложники своих страхов. Жена спешит домой, боясь ревности супруга. Супруг боится, чтобы жена не увидела, как он идет от работы к метро вместе со своей сотрудницей.

Дети боятся родителей, родители боятся того, чтобы дети чего-нибудь не натворили. Бизнесмены боятся своих конкурентов, рэкетиров, налоговой инспекции, падения курса акций, правительства и законотворцев; домохозяйки — электроприборов, сантехников, отбеливателя и пропустить любимый телесериал. Мужчина боится оконфузиться перед партнершей; женщина боится, что мужчина предпочтет ей другую. Врачи побаиваются своих пациентов, пациенты — врачей. Продавцы боятся скандальных покупателей, покупатели — хамоватых продавцов. Все всего боятся, и не надо говорить, что я преувеличиваю! Страх, сидящий в каждом из нас, настолько велик, что его можно только не заметить, но преувеличить его никак нельзя при всем желании.

Но ведь все эти страхи не более чем «фантазии на заданную тему». Будущее еще не наступило, но оно уже успело испортить нам настоящее. Мы постоянно думаем о неудачах прошлого и побаиваемся, что это повторится с нами вновь. Мы уже не замечаем собственных тревог (правда, некоторые еще как замечают!), мы с ними свыклись. Для нас психологический стресс уже стал допингом, мы без него не можем. Хорошо же мы устроились, ничего не скажешь! Желающие могут продолжать в том же духе. Но вы-то, я надеюсь, не собираетесь губить свое здоровье, а главное — лишать себя счастья жить по-человечески?

Если мы не разворачиваем время на прошлое и будущее, а живем «здесь и сейчас», то мы не испытываем тревог и эмоционального дискомфорта. Чтобы расстроиться или испугаться, надо выпасть из «здесь и сейчас», развернуть прошлое и будущее — вспомнить плохое и подумать о плохом — только тогда страх станет возможным. Поэтому, чтобы не испытывать страхов, нужно научиться быть «здесь и сейчас».

Как ни странно, прогнозировать неприятности естественно. Так подсознание пытается защитить нас от повторных ошибок. Оно постоянно напоминает нам: «не делай того-то, а то хуже будет», «не поступай так-то, а то пожалеешь», «избегай того-то, а то не миновать тебе наказания». Подсознание оперирует прошлым опытом, чтобы застраховать нас на будущее. Но если у животных этот механизм работает без сбоев, естественно и эффективно, то у человека, как это обычно и бывает, все шиворот-навыворот. Из-за «многогранности» нашей «богатой натуры» и из-за сложности выстроенного нами мира «социальных отношений» этот, по сути, нормальный психологический механизм приобретает у нас патологические формы.

Одна моя пациентка очень любила какую-то особенную рыбу, какую — я сейчас уже не припомню, да это и не важно. Эта рыба продавалась лишь в одном магазине. Однажды, отправившись за своим излюбленным лакомством в тот магазин, она увидела на проезжей части сбитого машиной мужчину. Вокруг суетились люди, уже приехала «скорая помощь». Тело накрыли простыней. И тут ей стало дурно. Она вообще не очень хорошо себя чувствовала в этот день, такое бывает, как вы понимаете. А тут еще этот стресс, ее впечатлительность и вдобавок страх умереть молодой! С тех пор она никогда больше не ела эту рыбу и объезжала это «роковое» место стороной.

Казалось бы, чего страшного? Какое отношение произошедшее дорожно-транспортное происшествие имело к рыбе и магазину? Какая между ними связь? Каждый день на улицах города происходят подобные ДТП и причем в огромных количествах. Кроме того, появись она в этом месте за полчаса до печального события или через полчаса после, разве возникло бы в ней это загадочное отвращение к любимой еде и этому, прежде нейтральному, месту? Разве охватывал бы ее панический страх всякий раз, когда она проезжала мимо? Нет, конечно.

<Счастлив тот, кто живет не во времени, а в настоящем. — Людвиг Витгенштейн>

Но инстинкт, унаследованный нами от животных, приказывающий избегать всего, что сулит опасность, сработал не в ее пользу. Казалось бы, естественная реакция. Но ни одно животное никогда бы не поступило так «неразумно». Его нельзя испугать чужой смертью, более того, оно не боится и своей собственной, ибо не может понять смерть, не понимает своей конечности. Любой зверь живет «здесь и сейчас», когда же возникает опасность, он реализует все свои резервы. Но пока все нормально, животное не растрачивает свои ресурсы впустую. Мы же способны связывать воедино самые несуразные вещи. Некоторые люди не ездят в метро, потому что боятся сердечного приступа, который, как им кажется, случится именно в вагоне электрички на виду у посторонних людей. Кто-то панически боится умереть от рака, потому что видел, как умирал кто-то из его родных. Другие страшатся заражения, третьи — отравления, четвертые — еще чего-то.

* * *

Человек всегда настроен на перспективу, он живет будущим, «питается» им. И хотя будущее постоянно разочаровывает нас, обманывает, дурачит, мы все равно, ослепленные его воображаемым великолепием, стремимся к нему, презрев настоящее. Будущее ведет себя, как Маленький Цахес, а мы унижаемся перед ним и жаждем его общества. На самом деле все это происходит от чувства патологической неудовлетворенности собой. Мы подсознательно надеемся, что будущее раскроет лучшее в нас. Нам кажется, что, «когда оно наступит», все будет по-другому. Мы проявим себя на все сто, «мы себя еще покажем», «они о нас еще узнают». Но все это нелепые фантазии, которым никогда не суждено сбыться.

<В действительности вы ищете лишь чувства удовлетворения; вот почему вы постоянно находитесь в движении, вы судите, сравниваете, взвешиваете, отрицаете. Вполне естественно, что вы не удовлетворены, разве не так? — Джиджу Кришнамурти>

Потому что если мы не удовлетворены собой сейчас, то будущее нам помочь не сможет. Так что и спешить некуда: из ничего ничего не сделаешь. По этой причине стремление в будущее может только усилить чувство нашей самонеудовлетворенности. И только если мы удовлетворены собой сейчас, то можем смотреть в будущее смело и уверенно, только если мы удовлетворены собой, то способны его строить. В противном случае это лишь бег на месте, потворство иллюзии и еще один очередной страх.

Будущее полностью определяется настоящим: каково настоящее, таким будет и будущее.

Конечно, я не имею в виду глупое индюшачье самодовольство. Нет, я говорю о чувстве собственного достоинства, о знании себя, о вере в себя, в свои силы и в свое счастье. Мы должны понять, что от того, каковы мы сейчас, зависит и наше будущее: если мы напуганы, озабочены, напряжены и т. п. — таковым (если не хуже) будет и наше будущее. Если же мы сильны, уверены в себе, счастливы — таким станет и наше будущее, поэтому без преувеличения все будущее сосредоточено в «сейчас». И если мы не можем не жить будущим, мы должны сделать счастливым настоящее.

* * *

Но жить настоящим моментом — это только один смысл рассматриваемого нами рекламного девиза, который я привел в качестве идеального руководства к жизни. «Жить настоящим» — это значит еще видеть реальность во всей ее красе! Уметь разглядеть великую простоту естественности нашего сложного мира — вот что значит жить настоящим.

<Тревога - это напряжение между сейчас и потом. — Фредерик Пёрлз>

Современный человек измучен тревогой, и в этом нет ничего странного, ведь он живет не настоящим и реальным, а своими бесконечными переживаниями и катастрофическими прогнозами, смертельно пугаясь собственных фантазий и домыслов. Он предпочел инстинкт самосохранения естественному, незамутненному, свежему восприятию. И перестарался... Инстинкт гипертрофировался и превратился в монстра, который подчинил себе человека. Наш интеллект позволил ему разрастись, и он разбух, как на дрожжах. Все как в известной русской пословице «Заставь дурака Богу молиться — он себе лоб разобьет». Если дать физиологическому инстинкту волю, подпитывать, а не ограничивать его, мы имеем все шансы нажить себе множество неприятностей. А тревога-то точно неизбежна.

Восприятие первично и непосредственно связано с реальностью. Инстинкт, напротив, лишен этой взаимосвязи, он оторван от жизни, автономен. А нет лучшего повода для тревоги, чем отсутствие чувства опоры. Вы знаете ощущение, когда почва уходит из-под ног? (Может быть, вы помните свои переживания, когда резко затормозил эскалатор? Или кто-то выдернул из-под вас стул?) Что это, если не тревога? Именно тревога собственной персоной! Итак, делаем вывод: потеря опоры вызывает тревогу.

Но ведь мы нуждаемся не только в физической опоре, нам нужна и психологическая поддержка, и экономическая стабильность, и социальная устойчивость и т. д. Без этого не обойтись, иначе непременно возникнет тревога. Но на самом деле все это не так важно в сравнении с той опорой, которую мы должны отыскать сегодня — опору на жизнь как таковую!