* * *
Мы слишком сложно устроены: в нас сосредоточены сотни противоречивых чувств; толковые и безумные мысли находятся в постоянном споре; сознательные и подсознательные процессы тянут друг у друга одеяло; простые и сложные эмоции морочат нам голову; мы путаемся в собственных желаниях и стремлениях; мы не можем отличить главное от второстепенного, ценное от пустого; страхи преграждают наши порывы; кошмары, фантазии и предубеждения рисуют нам парадоксальную действительность. Такова наша психика. Нужно ли объяснять, что чем сложнее система, тем вероятнее в ней сбои? Нет, это очевидно. И все мы оказались в ловушке.
Причем ладно мы сами путаемся, так ведь нет, нам еще активно в этом помогают самого разного рода «доброжелатели» от вахтерши до министра по делам национальностей, начиная с яслей и до гробовой доски, осыпают нас бесконечным количеством предписаний и нравоучений. А звучит все это примерно так: «Это можно, а этого нельзя; это не так, а то не эдак; ты — тот, а не этот; твое место здесь, а не там; сиди и не высовывайся; ты должен, ты обязан...» На нас обрушились общественное мнение, странная, никем не соблюдаемая мораль, тысячи заповедей, от «не убий» до «не ешь мясного»... Как во всем этом разобраться?
<— Как тяжела жизнь! — воскликнул человек.
— Особенно дурная! — ответил Диоген.>
Возможно ли бороться со своими психологическими проблемами, если все уже настолько перепуталось, что непонятно теперь, где «наши», а где «не наши»? Нет, бороться со своими проблемами — дело совершенно бессмысленное. Но если открытый бой невозможен, остается зайти с тылов. У всякого явления есть свои основания. Значит, есть они и у нашего невроза, и у наших психологических проблем. Так что нам предстоит просто выдернуть почву у них из-под ног, лишить их опоры.
<Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы. — Карл Роджерс>
Нужно найти сбои в самой системе, а не бить по верхам наотмашь и наугад. Нужно понять, каковы механизмы, заставляющие нас делать из мухи слона, бояться того, что на самом деле совершенно не страшно, чувствовать себя виноватыми там, где мы не совершили ничего дурного, быть одинокими, когда вокруг такое множество людей, причем в большинстве своем прекрасных и хороших. Понять и исправить сами эти болезненные механизмы — вот что главное.
Большинство же людей используют иную стратегию: они пытаются поймать свои проблемы и выжечь их каленым железом. Они бродят во мраке своего сознания, подсознательного, бессознательного, как по средневековому замку. А проблемы живут в этом замке подобно привидениям. Они неотделимы друг от друга. Невозможно избавить нашу психику от психологических проблем «хирургическим способом». Представьте, вы ходите по старому замку, его населяют тысячи привидений. Они растут, множатся и беспрестанно нападают на вас... Что делать? Ответ прост — нужно просто выйти из замка...
<Не стоит вступать в спор, исходным пунктом которого была ложь. Даже чтобы ему помешать. — Мишель Фуко>
Мы можем, конечно, разобраться со многими психологическими проблемами. Например, с помощью гипноза. Но где гарантия, что они не возникнут снова? Что мы вновь не почувствуем себя одинокими, брошенными и никому не нужными? А ведь оно так и будет, поскольку мы решились лишь на косметический ремонт, позапирали привидения в комнатах и теперь как неприкаянные шатаемся по коридорам, так и не отыскав заветного счастья. Куда это годится?
<Как ювелир удаляет налет с серебра, гак мудрый очищает себя, медленно, тщательно, изъян за изъяном. — Дхаммапада>
Поэтому, как говорил один «классик», мы пойдем другим путем. Каким? Во-первых, мы найдем те психологические механизмы, которые путают нам все карты. А главное, мы найдем, чем их можно заменить! Какой толк в том, что мы знаем, какая именно деталь в нашей машине испорчена, если не можем заменить ее исправной? Никакого. Так что мы не только найдем поломки, мы еще отыщем для них замену. Так что им ничего другого не останется, как собрать свои вещички и отправиться восвояси...
Конечно, это работа непростая, хотя на самом деле в ней нет и ничего сложного. С ней успешно справились многие и многие десятки пациентов. И результат никого не разочаровал.
Суть проста: найти то, что неисправно, заменить его удобным и эффективным, а потом просто закрепить эти новые стратегии мировоззрения и мировосприятия.
После этого человек становится не просто психологически здоровым, он оказывается самопсихотерапевтичным! При появлении новой проблемы он способен быстро и легко нейтрализовать ее в самом зачатке. А это, как вы понимаете, дорогого стоит.
* * *
Приступая к какому-то делу, мы должны знать и верить, иначе, как бы ни близка была цель, мы все равно обречены на неудачу. Сомнение, недоверие, непонимание — все это сделает даже самый простой путь непроходимым. Решайте сами: хотите — делайте, не хотите — не морочьте себе голову. Но если вы все-таки решились, то оставьте сомнения. Подумайте так: «Что я теряю? Не получится, так не получится, а если получится, замечательно! Я получу то, что давно искал». Такая позиция применима ко многим жизненным обстоятельствам, а в данном случае она необходима как воздух.
Впрочем, а что вы, собственно говоря, хотите? Как правило, это вопрос ставит в тупик даже самых уверенных и непоколебимых людей. Действительно, что мы можем хотеть? Много чего... А главное? Что мы хотим больше всего? Это нужно понять и осознать, иначе все прочие усилия окажутся совершенно бессмысленными и бесполезными.
Этот случай произошел с одной из моих пациенток. Она очень боялась высоты, но не как обычные люди, а панически. Она была совершенно уверена, что сорвется и упадет, даже если кругом возвышаются надежные ограждения. А перейти мост или еще что-нибудь в этом роде было для нее столь же нереально, как и отправиться на Марс. Так вот, когда мы уже прошли достаточный специализированный курс психотерапии вне этих «экстремальных факторов», то попытались преодолеть какое-то реальное препятствие, чтобы проверить на практике, насколько велик страх. Для этого была выбрана большая увесистая труба, перекинутая через овраг, у ближайшей стройки. Ширина оврага не превышала и метра. Казалось бы, чего бояться? — преодолеть его не составляло никакого труда. Но все усилия были тщетны. Как только она подходила к оврагу или ставила на трубу хотя бы одну ногу, страх охватывал ее с головы до пят, и попытка преодолеть препятствие прекращалась моментально и бесповоротно. И это притом, что в отсутствие препятствия возможность преодолеть его казалась реальной.
<Правильно поставленные вопросы - половина обучения. — Хадис>
Что оставалось делать? Нужно было во что бы то ни стало определиться в том, какие именно переживания переполняли ее душу, когда она подходила к оврагу. И знаете, что выяснилось? Оказалось, что она не видит конца трубы — противоположного края оврага. Она смотрела только на этот край и на это окончание трубы, и труба казалась ей бесконечной! По сути, она не видела цели! И отсутствие последней ужасно пугало ее. После того как этот факт был установлен и она поняла всю суть происходящего с ней, эта труба сразу перестала быть для нее препятствием. Она смотрела на противоположную сторону оврага и тем самым как бы подсознательно уже преодолевала его.
<Путь и врата не нужны, когда ты узрел свою цель. — Худжвири>
Видение, знание цели укорачивает, облегчает, можно сказать, съедает путь. Если вы знаете свою цель, путь не будет для вас долгим.
Перед тем как приниматься за дело, четко уясните себе то, чего вам нужно достичь. Или вам придется неустанно и безрезультатно преодолевать бесконечно длинную трубу. Желание стать самопсихотерапевтичным, к сожалению, не может быть вашей целью — слишком неконкретно и расплывчато. И мы снова вернулись к нашим баранам: чего вы, собственно говоря, хотите? На что вы надеялись, беря эту книгу в руки? Конечно, у каждого были свои мысли, догадки и желания. Но все-таки? Может быть, вы хотели стать счастливым? Возможно, но это тоже не назовешь целью, ведь у счастья слишком много определений, чтобы понять, в чем его действительный смысл. Впрочем, у вас есть все шансы, как известно, «если хочешь быть счастливым, ты им будешь». А если не знаешь, чего хочешь, тогда что? Позвольте дать вам небольшую подсказку. Она не придумана, она взята из реального опыта работы с людьми, имеющими обычные для большинства из нас психологические проблемы, — желание жить по-человечески.
<Если вы заранее знаете, к чему вы хотите прийти, то шаги в этом направлении - это совсем не эксперимент. — Джиджу Кришнамурти>
Вы понимаете, что стоит за этими словами: «жить по-человечески»? Жить по-человечески — это жить так, чтобы наслаждаться жизнью, радоваться ей и не мучиться беспрестанными проблемами, горестями, ненужными и болезненными переживаниями. Короче говоря, жить, как подобает Человеку, с высоко поднятой головой, вдыхая полной грудью и помышляя лишь о хорошем, ощущая это хорошее, наслаждаясь этим хорошим. Конечно, жить по-человечески — это еще и жить, как говорят, «по-людски», то есть с человеческим отношением к другим людям, но, если вы сможете избавиться от груза собственных проблем, это придет само. Не нужно будет скрипя зубами убеждать себя в том, что «к людям надо относиться хорошо, нужно пытаться их понять» и т. п.
<Самой исчерпывающей формулировкой терапевтических целей является стремление к искренности: не притворяться, быть эмоционально искренним, быть способным к выражению всего себя в своих чувствах, работе, убеждениях. — Карен Хорни>
Это очень важно — захотеть, это уже полдела. Если же желание подкрепляется точным видением цели, то в сумме они составляют добрых 90%. Кстати, вы знаете, в чем принципиальная разница между человеком и компьютером? Объемы памяти? Скорость переработки информации? Эмоции и чувства? Да, но главное в другом, главное в том, что компьютер не может захотеть, и поэтому, как бы он ни был умен, силен и скор, он никогда не сравнится с человеком. В нем нет самого главного, что есть в человеке — желания. Желание — это двигатель, это то, что вершит жизнь, это настоящий перпетуум-мобиле. Кто-то обвинит меня в том, что я донельзя упростил человеческую сущность. Да, в какой-то мере. Но необходимо четко осознать: компьютер можно разложить на составные элементы, на гаечки и микросхемы, на провода и кнопки, и мы ничего не обнаружим внутри, хотя нам будет совершенно понятно, что перед нами все тот же компьютер, но только в разобранном виде.