Если вы увидите подобного рода проблему со стороны, на периферии, то поймете, что ничего трагического не произошло, и перестанете переживать это событие как трагедию.
По сути дела, ощущение трагедии, катастрофы — просто психологическая реакция, это оценка события. Один воспримет какое-то событие как «конец света», а другой как пустяк, доставивший легкое огорчение. Поэтому дело вовсе не в событии как таковом, все дело в нас, в нашем к нему отношении. Но просто вот так взять и изменить отношение к тому или иному событию невозможно. Отношение на то и отношение — как его изменишь? Здесь сплелись мотивы, желания, комплексы, установки, принципы и тому подобные вещи, придется каждую из них вновь переработать и дезактуализировать. А события, которые мы способны расценить как трагедию, встречаются нам на каждом шагу, так что если без конца заниматься коррекцией своего к ним отношения, то толку от этого будет мало, вы просто устанете, вымотаетесь и изведетесь. Поэтому нужно просто научиться вставать в позицию третьего, то есть дистанцироваться не только от проблем, но и от желаний. Это позволит увидеть мир по-новому, без того субъективизма, который нам так мешает, но, смею вас заверить, это не лишит нас той индивидуальности, которая дана нам от Бога.
«Почему мы не лишимся в таком случае своей индивидуальности?» — спросите вы. Очень просто, ведь это вы сами и находитесь в положении третьего, как тут потерять свою индивидуальность? В позиции третьего вы удаляетесь только от своих проблем и поверхностных желаний, не имеющих истинной ценности, то есть от того, что и не является в истинном смысле вами и, даже более того, что мешает вам и тяготит вас. И я не вижу ничего плохого в том, что вы избавитесь от всего этого хлама. Но от желания любить и быть любимым, от желания радоваться жизни и петь, как птица, вы так легко не отделаетесь, и слава богу! Потому что вы и есть эти желания, они истинны и живут в вашем сердце, а позиция третьего находится именно в нем.
<Человек должен действовать так, чтобы в каждом данном моменте заключалась вся его индивидуальность. — Отто Вейнингер>
Так что именно в позиции третьего вы достигнете своей индивидуальности, а не лишитесь ее. Именно это позволит вам полно и естественно изменить свое отношение к жизни. И это новое, естественное отношение к жизни не только убережет вас от невроза и психологических проблем, но и позволит видеть главное. А если человек видит главное и способен отличить его от второстепенного, то он начинает руководствоваться своими истинными желаниями, он начинает быть самим собой. Причем теперь он делает это не в ущерб другим людям, как это обычно бывает, а им во благо и на радость друг другу. Вспомните, как пелось в старой детской песенке: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». И улыбка, и искренняя, нежная любовь относятся к тем вещам, которыми можно делиться, не только не растрачиваясь, но и приобретая. «И да не оскудеет рука дающего».
* * *
Нам часто советуют взглянуть на свою проблему со стороны (ради всего святого, не путайте с моим предложением встать в позицию третьего!), но этот совет не стоит и выеденного яйца. Уясним для себя следующие три вещи.
1. Наши психологические проблемы сидят у нас на шее и загораживают нам глаза. Они способны поглотить всю нашу душевную жизнь, подчинив и перестроив ее под себя.
2. Наши проблемы, по большому счету, ни в чем не виноваты. В наших психологических проблемах повинны наши желания. Как говорят на криминальном жаргоне, столь ныне популярном: «Нет человека — нет проблемы». И если несколько перефразировать это выражение, то мы услышим следующее: «Нет желаний — нет проблем». А у нас они есть, оттого-то и проблемы.
Мы также должны понять, что наши желания далеко не всегда истинны, а иногда даже напротив — ложны.
Мы ненавидим, чтобы не любить; мы не принимаем поддержку, чтобы не чувствовать себя зависимыми; мы разыгрываем бесстрастность, чтобы нас не заподозрили в чувственности; мы напираем на логику и здравый смысл, чтобы подавить в себе желание верить и надеяться. Все это вряд ли можно назвать истинными желаниями, скорее, это наши беды. Поэтому нам следует от них избавляться.
В наших желаниях, лежащих на поверхности и которые мы невротично претворяем в жизнь, слишком много эгоизма, амбиций, дутых представлений, абсурдных прогнозов и совершенно нелепых надежд. Некоторые, например, считают (подчас неосознанно), что если они добьются в жизни успеха и высокого положения, то к ним придет и любовь. Но любовь не имеет ко всему этому никакого отношения. Скорее наоборот, деньги и власть умерщвляют это чувство. Богатые не просто плачут, они очень сильно плачут, я уж это знаю. .
3. Просто смотреть на наши проблемы со стороны — хорошо, но этого мало. Их нужно выставить за дверь, и совершенно незачем с ними церемониться. А если с ними за компанию выставятся и наши неистинные, искаженные желания — туда им и дорога! И от тех, и от других мало проку. Проблемы могут казаться нам невинными и маленькими, а поверхностные желания — простительным капризом. Но волк всегда остается волком, даже если он трижды оденется в овечью шкуру. Причем в овечьей шкуре он куда опаснее! Как пророчески звучат при таком сопоставлении желаний и расплаты за них слова волка из хрестоматийной басни Ивана Андреевича Крылова: «"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!" — сказал и в темный лес ягненка поволок».
Позиция третьего позволит вам прогнать своего «волка».
* * *
Взгляд со стороны хорош — это всем известно, но весь фокус в том, как его осуществить. В этом вам поможет позиция третьего. Снимите с себя сор (проблемы и горестные переживания), потом снимите одежду (все ваши поверхностные желания, которые вы безуспешно пытаетесь претворять в жизнь) и останьтесь хотя бы на время нагими и чистыми. Это даст вам возможность, с одной стороны, понять, что является истинной ценностью, что вам действительно нужно и к чему вы на самом деле стремитесь, а с другой стороны, вы сможете осознать, как пусты бывают наши амбициозные и деспотичные по сути желания!
Позиция третьего — это отнюдь не психологическая надстройка, как может показаться, она естественнее самого естественного. Так что не воспринимайте ее как нечто чуждое и навязанное. Нельзя заставить себя быть в положении третьего, это ощущение должно прийти само. И оно непременно придет, если вы внимательно прочтете, а потом выполните все предложенные мною рекомендации.
Наши проблемы и искаженные поверхностные желания, по сути, не являются нами, это побочный продукт нашей социальной адаптации, привыкания к жизни. Собственно нам принадлежат только истинные желания и, разумеется, инстинкты. Но и то и другое в жизнь претворить не просто, хотя мы и пытаемся. Правда, результат более чем скромный, поскольку социум и общественное мнение не в восторге ни от наших истинных желаний, ни от инстинктов. Так что нашим комплексам и возникновению моря поверхностных желаний мы обязаны не чему-нибудь, а невозможности реализовать истинные желания и потребности из-за требований и ограничений социума. Наши «лобовые» столкновения с реалиями жизни приводят к невротизации и к созданию самых изощренных средств защиты своих чувств и истинных желаний, которые оказываются погребены под этими крепостными стенами. В конечном счете мы начинаем руководствоваться не тем, что «хотим», а тем, что «надо», а также своей местью за то, что мы не можем жить, руководствуясь тем, что мы «хотим», мы начинаем следовать тому, что в предыдущей главе я назвал «вторичными реакциями».
Кому-то могут показаться странными мои слова о том, что социум не одобряет проявления истинных желаний человека. Но это не оговорка и не ошибка. Как это ни печально, но по социальным меркам даже агрессия оказывается более предпочтительной, чем проявление нежных чувств. Когда ребенок ласкается к матери, она обрывает его словами: «Ты уже большой, перестань липнуть! Ты ведешь себя как маленький! Когда ты уже вырастешь!» И с другой стороны, когда малыш злится, она поддерживает его злобу своей злобой. Это противоречие я могу прояснить следующим образом: современный человек очень тревожен, хотя и не осознает этого, а тревожность — это страх перед любовью. Так что все закономерно.
Кстати, страх попасть в зависимость от любви — тоже производное нашего воспитания и образа жизни, по сути, ни о какой зависимости, если бы мы были психологически здоровы, говорить бы не пришлось.
Когда же мы видим проявления любви, нам становится одновременно страшно и завидно, поэтому мы начинаем злиться, сидим как на иголках и, как следствие, делаем глупости. В том числе обрываем ласкающегося к нам малыша и отвергаем любимых, чтобы не попасть к ним «в зависимость». Впрочем, слово «глупость» не отражает всей глубины и трагичности нашей ошибки, на самом деле такое поведение преступно (по отношению и к себе, и к другим), оно естественно вытекает из нашей нынешней социальной жизни.
Учитывая сказанное, должен признать, что современному человеку непросто встать в позицию третьего. И особенно сделать это непосредственно в конфликтной или психотравмирующей ситуации. Но, как я уже говорил, позиция третьего — это не какая-то психологическая надстройка, которую нужно повсюду возить за собой на громыхающей тележке, она естественна. Ее нужно однажды достичь, ощутить себя в этой позиции, и тогда не придется всякий раз выстраивать ее заново. Пробуйте «быть третьим» как можно чаще, и скоро вы почувствуете, как изменится ваше отношение к жизни: пустое уйдет, а главное и ценное останется. Все непременно так и будет, но сначала нужно немного потренироваться.