Смекни!
smekni.com

План сущность понятия «иезуит», эволюция слова. История основания и существования Ордена Иезуитов. Великие генералы Ордена (стр. 7 из 7)

В июле 1967 года Тануччи объяснял Роде придуманный им дипломатический силлогизм: "то, что делают Испания и Франция, следует делать и Неаполю; но Испания и Франция распустили Общество, следовательно, Неаполь также должен его распустить. В лице шестнадцатилетнего короля Фердинанда I, оставшегося при своем мнении, Тануччи столкнулся с неожиданным препятствием. Тогда он создал "Комиссию по злоупотреблениям", набрав в нее своих политических приспешников, которые послушно, как попугаи, повторили любимые обвинения министра против Общества и призвали короля последовать примеру своего отца, Карла III Испанского. Фердинанд уступил. 20 ноября 1767 года войска оцепили все дома иезуитов в Неаполе. Небольшое бурбонское государство Парма не могла позволить себе отстать от более знаменитых членов королевской семьи. Гийом дю Тийо, переписывавшийся с Вольтером, бывший близким другом Роды, восхищавшийся Карвальо и являвшийся первым министром при шестнадцатилетнем герцоге Фердинанде, не мог стерпеть того, что политика Пармы не повторяет в точности испанскую. Поэтому в ночь с 7 на 8 февраля 1768 года войска окружили дома иезуитов, собрали членов общин и препроводили их, числом около ста семидесяти человек, к границе. Большинство отправилось в Болонью.

Герцог де Шуазель, ставленник Мадам Помпадур, обладавший большим опытом дипломатической работы в Риме, Вене и Париже, продвигал идею, согласно которой дворы Бурбонов должны были объединиться и "настаивать и принуждать Папу" распустить Общество. Карвальо замахивался еще шире и предлагал Лиссабону и Вене присоединиться к всеобщему давлению на Рим. 21 апреля 1767 года Де Шуазель написал маркизу д'Убетерре, французскому министру в Ватикане: "Если бы Папа был сильной, просвещенной и благоразумной личностью, он непременно пришел бы к следующему решению: Общество следует распустить..."42 Тем не менее Климент XIII, хотя и был робким, неуверенным в себе человеком, смог почерпнуть силы в своем государственном секретаре, кардинале Луиджи Торриджиани, и целеустремленно встал на защиту Общества. За это он много пострадал в последний год жизни - с января 1768 года по февраль 1769.

Ситуация обострилась после того, как возникла проблема, изначально не имевшая отношения к иезуитам. Герцог Пармы издал серию указов, направленных против Церкви. Папа Климент в булле от 30 января 1768 года аннулировал эти указы. Бурбоны истолковали этот случай, как нападение Папы на светских правителей и, в свете Семейного Договора от 15 августа 1761 года, встали на защиту одного из меньших членов своего альянса. Де Шуазель призывал к оружию: "Честь монархов - участников Семейного Договора требует, чтобы мы не позволяли безнаказанно оскорблять князей королевского дома."43 Через шесть месяцев Франция и Неаполь начали открытые действия против Папы. Неаполитанские войска взяли папские города Беневенто и Понтекорво, а Авиньон и Венсан пали пред натиском французских войск. Дипломаты признавали, что, благодаря своим завоеваниям, Бурбоны получили важное преимущество перед Папой, чтобы получить от него приказ о роспуске Общества. В январе 1769 года испанские, неаполитанские и французские послы передали Клименту категорические и безапелляционные требования своих владык: принять их королевскую волю. С потрясающей смелостью семидесятишестилетний понтифик ответил прямо и коротко: "нет"‚ заметив, что скорей согласится отрезать себе обе руки, чем позволит распустить Общество. Через несколько дней после аудиенции с Д'Убетерре, 2 февраля 1769 года, отважный Папа скончался от сердечного приступа.

Через тринадцать дней начались заседания конклава, и "иезуитский вопрос" не был забыт заседателями. Разные кардиналы были осторожно и всесторонне рассмотрены, а для Бурбонов отношение кандидата к иезуитам стало одним из основополагающих факторов для оценки его пригодности на роль папы. Ганганелли не согласился распустить Общество в обмен на избрание его Папой, но туманно заметил, что если каноническое право не будет попрано, то он рассмотрит возможность роспуска Ордена Иезуитов. 18 мая 1769 года Ганганелли был избран, и принял имя Климента XIV. Де Шуазель рекомендовал оказывать на Папу постепенное и осторожное давление. Памятуя о том, что папский Авиньон был захвачен французскими войсками, он боялся, что Климент предложит обмен - роспуск Общества взамен на возвращение территорий. Исповеднику Карла III не терпелось приблизить канонизацию испанской монахини Марии де Агреда и ускорить догматическое определение Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и он убедил короля ослабить давление - хотя бы ненадолго. В остальных странах Европы Бурбоны были заинтересованы в как можно скорейшей развязке.

30 ноября 1769 Климент сдался и официально, в письменном виде пообещал Карлу III распустить Общество.

4 июля 1772 года стало роковой датой для Климента. В этот день новый посол Испании Хосе Моньино-и-Редондо прибыл в Рим. Он вместе с Де Бернисом составил хитроумный план. Моньино должен был нещадно давить на Папу, в то время как Де Бернис принимал вид дружелюбно настроенного советника, мягко рекомендующего Папе принять мудрое решение и согласиться с требованиями испанцев. У Климента были все основания опасаться присутствия обманчиво учтивого мадридского дипломата. Моньино предельно четко обрисовал свою цель: отделить вопрос иезуитов от всех остальных и решить его как можно быстрее. Прошло чуть больше года, и он добился своей цели. В течение июля, августа и сентября этот изворотливый тактик встречался с расстроенным и поставленным в тупик Папой и, посредством различных инсинуаций, к примеру таких, как идея свести все монашеские ордена в один, принудил Папу согласиться начать подготовку документа о роспуске. Климент доверил эту задачу Франциску де Зелада, испанскому священнику в Ватикане. Зелада следовал указаниям Моньино, и с этого момента вошел во внутренний круг тех, кто подготавливал роспуск.

Развязка не заставила себя ждать. В июне Моньино усилил давление. Чтобы заставить Папу побыстрее принять решение, он подкупил двух ближайших советников Климента. Оказавшись в тисках дипломатии Бурбонов, Папа в конце концов сдался, и 8 июня он подписал буллу о роспуске Общества во всем мире. Он озаглавил этот указ Dominus ac Redemptor. Вторым указом Gravissimis ex causis Климент создал особую комиссию из пяти кардиналов, которой он поручил сообщить иезуитам об их судьбе и заняться решением многочисленных процедурных проблем, которые неизбежно должны были всплыть в ходе такой обширной операции. 9 августа Папа встретился с этими кардиналами и назначил 19 августа 1773 г. датой выпуска Dominus ac Redemptor.

Декрет Dominus ac Redemptor - весьма длинный документ, состоящий из сорока пяти параграфов. В первом параграфе Климент задает тон: наш Господь и Искупитель пришел на Землю как Князь Мира. Климент считал, что его обязанностью является сохранить эту миссию мира, переданную Христом Его апостолам, сохранить ее в Церкви, не только путем поощрения учреждений, способствующих этой миссии, но и посредством уничтожения учреждений, мешающих мирному существованию. Декрет делится на две основные части: в первой Папа перечисляет причины, которые, согласно его суждению, вынуждают его распустить Общество, и вторая, функциональная часть, в которой он заявляет о роспуске и перечисляет разные способы претворения решения в жизнь. В первой части Климент называет различные случаи в истории Церкви и выводит следующее: роспуск монашеского ордена может произойти не только в результате серьезных преступлений, совершенных его членами, но и в том случае, если оно ставит под угрозу гармонию и спокойствие в Церкви.

Он привел длинный список обвинений против Общества, но не сказал ни слова о весомости этих обвинений. Он сообщил, что в истории Общества оно зачастую встречалось с серьезной критикой, и поэтому происходили жесткие споры и разногласия, но не сказал, что критика была заслужена. Он припомнил беспокойство предыдущих пап насчет волнений среди католиков по поводу доктринального учения иезуитов, но не обвинил в этом Общество. Декрет Dominus ac Redemptor распустил Общество, не осудив его. И при этом, под влиянием Испании, в декрете были перечислены только те неприятные моменты истории, которые напоминали о раздорах и разногласиях, и ни слова не было сказано о длинном списке иезуитов - мучеников и исповедников.
Вечером 16 августа секретарь комиссии, в сопровождении солдат и полиции, отправился к общине в Джезу, где жил Генерал. Там секретарь объявил Риччи и другим иезуитам, что Общества больше нет. Генерал подчинился немедленно и без единого протеста. На следующий день все церкви иезуитов в Риме были закрыты, кроме Джезу, Сан Игнацио и Сан Апполинар. 18 августа президент комиссии кардиналов Андреа Корсини послал письмо всем епископам, сообщая им о событиях в Риме и приказывая им "провозглашать, публиковать и распространять декреты Dominus ac Redemptor и Gravissimis ex causis всем иезуитам, находящимся в своих домах, школах или резиденциях, или где бы они ни находились".

Риччи окончил свои дни заключенным в Замке Святого Ангела. Моньино, стремящийся к торжественному завершению дела, заставил Папу взять под стражу генерала и его ассистентов по обвинению в преступлениях. 23 сентября 1773 года врата Замка Святого Ангела закрылись за семидесятилетним Риччи. Этот замок ему предстояло покинуть только после смерти, через два года. Ему не позволяли писать, забили окна, установили вооруженную охрану, зимой не позволяли даже небольшого огня, лишили утешения совершения Мессы. Злонравный, скупой чиновник урезал отпущенное ему продовольствие вдвое. На нескольких тайных заседаниях до января 1774 года должностные лица допрашивали его относительно Общества. Ничто не свидетельствовало против Риччи. И все же следователи тянули время и отказывались объявить приговор, который требовала справедливость. Риччи апеллировал к комиссии кардиналов по роспуску Общества‚ и получил ответ: "Провидение разберется". Когда Пий VI был избран в 1775 году, Риччи в трогательной простоте обратился к нему за правосудием. Новый Папа решил освободить его и его ассистентов, но Бурбоны через Флоридабланку возразили, что честь их королевских домов находится под угрозой. Несмотря на протесты Испании, Пий выпустил некоторых ассистентов в июле и августе, но прежде, чем он смог сделать тот же самое для Риччи, генерал умер 24 ноября 1775 года.

За несколько дней до смерти Риччи принял Святое Причастие. Пред Святыми Дарами в руках священника Риччи зачитал торжественное заявление, объявляя, что, полностью сознавая, что вскоре ему предстоит предстать на суд перед Богом Истины, он говорит, что Общество не подавало никаких причин для роспуска, как и он - для заключения. Так завершилась одна из жесточайших трагедий в старой крепости на Тибре.

Список использованной литературы.

1. Быков А.А. И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность. – М.,1990.

2. Губер Ж. Иезуиты. – М., 1998

3. Михневич Д.Е. Очерки из истории католической церкви (Иезуиты). – М., 1983.

4. Лотц Йозеф. История церкви. – М., 1999.

5. Тальберг Г. Орден иезуитов. – М., 2000

6. Фарузи Ф. Иезуит: семантическая эволюция этого слова.//«Символ»,-1991, - № 26.