Смекни!
smekni.com

«Жизнь и жизнь после жизни А. А. Зиновьева» (стр. 1 из 3)

«Жизнь и жизнь после жизни А.А.Зиновьева»

Автор: Соколова Евгения Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение

Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Яковлева, 11 класс

Содержание работы.

1. Введение. Человек с мировым именем__________________________________1-2стр.

2. Основная часть. «Русская судьба». ___________________________________ 2-9стр.

2.1 «В Медвежьем углу»._______________________ ________________________2-3стр.

2.2. Жизнь вне России.__ _______________________________________________ 3-5стр.

2.3. Возвращение. «Есть Родина-сказка. Есть Родина-быль».__________________4-6стр.

2.4. Произведения А.А.Зиновьева.________________________________________6-9стр.

3. Выводы . «Жизнь после жизни» Прах развеян. Память - никогда._________ 9-10стр.

4.Список литературы_______________________________________________10стр.

1.Введение. Человек с мировым именем.

Настоящий писатель. Какая великость и необъятность заключается в рамки этого емкого словосочетания! Уже одно понятие «писатель» заставляет по-иному смотреть на человека, удостоившегося такого звания. Вдруг из небытия возникают вопросы: « О чем думает настоящий писатель? К чему он стремиться? Что может отрицать и любить такой великий человек? Какое, наверное, у него мужественное сердце, способное противостоять общественным мнениям, отдаваться лишь собственным эмоциям и впечатлениям. Настоящего писателя все должны уважать и гордиться тем, что такой человек живет с ними на одной планете, в стране, в городе».

Наверное, это и есть идеальное представление о сущности человека, превратившего себя в частичку, складывающую огромный мир литературы. Действительно, сердце любого творца своего книжного мира особо чувствительно к проблемам общества, переживаниям и невзгодам. Но что делать, если обстоятельства складываются не так, как задумывалось ранее, если родная земля буквально «уходит из под ног»? [1][2]

Ученый, создавший первую логическую школу, социолог, единственный русский лауреат премии Алексия де Толвиля, академик европейских и российских академий, почетный гражданин городов Равенна, Авиньон, Оранж и Кострома, автор эпохального романа «Зияющие высоты», ставшего нарицательным именем Советского Союза, поэт и художник, таксист, кавалерист, летчик-штурмовик, участник ВОВ и гражданин мира – все это об Александре Зиновьеве, которым гордится костромская земля, потому что он родился здесь – под Чухломой, в маленькой деревеньке, которой сегодня нет даже на карте.[3]

Александр Зиновьев... … Это имя широко замелькало в прессе в начале девяностых. Что знаем мы, чухломичи, об одном из самых выдающихся своих земляков? Очень мало. Человек с мировым именем, труды которого, главным образом, были изданы на Западе, остается для нас загадкой и по сей день.

Цель работы: исследовать жизненный и творческий путь А.А.Зиновьева, я думаю, очень актуальна

Задачи :

- проанализировать архивные, литературные и газетные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве великого учёного, философа,

- показать сложность творческого пути нашего земляка;

- составить определённые выводы после исследования жизни и деятельности.

Исследование проводилось с сентября 2007 года по декабрь 2008 года. Исследовательская работа включает весь жизненный путь А.А.Зиновьева, его творчество, краеведческий материал. При исследовании работала с архивными документами, анализировала события 20 – 21 веков, которые изменили судьбу А.А.Зиновьева.

2.Основная часть. «Русская судьба».

2.1 «В Медвежьем углу».

Александр Александрович родился 29 октября 1922 года в большой, крепкой и дружной крестьянской семье в деревне Пахтино Чухломского района. Отец, Александр Яковлевич, работал в Москве маляром, отходничал, и все заботы по хозяйству ложились на плечи матери Апполинарии Васильевны и бабушки Прасковьи Прокофьевны.

«Наша Костромская область считалась самой глухой в России. Наш Чухломской район считался самым глухим в области. А наша деревушка Пахтино считалась самой глухой в районе. В самую цветущую пору её существования в ней было не более десяти домов. Представьте себе: проходили столетия, а в деревушке не прибавилось ни одного дома! Люди рождались, совершали привычный жизненный цикл и исчезали бесследно. Как будто их вообще никогда не было. Такие деревушки назывались «медвежьими углами». Так что можно сказать, что я родился в самой что ни на есть дремучей русской глуши – в «медвежьем углу».

У тех, кто не знает фактического положения вещей, слова «глушь» и «медвежий угол» вызывают в воображении образ оборванных и грязных людей в лаптях, не умеющих читать и писать, живущих в тесных, тёмных и грязных клетках вроде медвежьих берлог. Мне в жизни много раз приходилось убеждаться в том, что общепринятые мнения часто являются совершенно ложными, а в прочих случаях содержат большую долю лжи. Таким ложным было и широко распространённое мнение о наших чухломских краях. Хотя земля там была неурожайной, хотя её было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным и непродуктивным, наш район был одним из самых культурных и зажиточных в России. Причём это явилось следствием его бедности. Дело в том, что в наших краях было невозможно прокормиться за счёт земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города – в Москву, Кострому, Ярославль, Иваново, Вологду. Там они становились мастеровыми – плотниками, столярами, малярами, портными, сапожниками. Становились не заводскими рабочими, а именно мастеровыми.[2] Деревенские дома строились под влиянием городских квартир, красились снаружи и внутри, обставлялись городского типа мебелью. Я бывал во многих районах России, но нигде не видал таких больших и красивых домов, как в нашем районе», - так пишет о малой родине А.Зиновьев в главе «В медвежьем углу» книги «Исповедь отщепенца».[4]

У отца с матерью было одиннадцать детей, узнала я, изучая архивные документы. Двое умерли в младенчестве, последняя дочь Тоня умерла в возрасте 20 лет в Москве. Старшие дети, подрастая, уезжали к отцу в Москву, в крошечную полуподвальную комнатушку, чтобы продолжить образование. После пятого класса деревенской школы уехал к отцу и Саша, отличавшийся уже тогда большими способностями. Школьный учитель настаивал на том, чтобы Александра отправили в Москву, уверял Апполинарию Васильевну, что её сын будет новым Ломоносовым.[4] После окончания средней школы поступил на философский факультет МИФЛИ. В разгар культа личности, перед войной, совсем еще «зеленый», семнадцатилетний Зиновьев пишет книгу о тиране Сталине, называя в ней все своими именами, за что попадает под негласный надзор органов безопасности. В итоге – исключение из комсомола и из института.

Находясь в камеру на Лубянке, выработал для себя такие принципы: «идеальных обществ не бывает, главное не в том, что представляло из себя общество, в котором ты появился на миг для жизни, а что ты сам представляешь в любом данном тебе обществе.[5] Высший судья наблюдает каждый шаг твой, и не только каждый твой поступок, но и каждую твою мысль и дает им оценку; и живи так, чтобы тебе не было стыдно за свое поведение, за свои мысли. И второй принцип - главным в жизни должно стать познание. Истина, только истина, вся истина, истина любой ценой, истина, не считаясь ни с чем».[5]

2.2. Жизнь вне России. Эмигрант во внутреннюю жизнь. « Я так и остался советским…»

Во время Великой Отечественной войны Зиновьев добровольцем уходит на фронт.[6]

В 1946 году Александр Зиновьев последний раз был на Родине. Уехал в Москву. А вслед за ним и мать, раздав все свое хозяйство, с трудом достав справку из с/совета, где значилось, что ничего колхозу не должна, и что она едет на постоянное место жительства»[6]. Уезжают в Москву все Зиновьевы. На этом связь с Чухломой у многих прерывается.

Мне интересно было проследить судьбу А.Зиновьева и после войны. А он учился на философском факультете МГУ, потом в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Много и плодотворно работал в области логики, заведовал кафедрой логики МГУ, был членом редколлегии журнала «Вопросы философии». Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию. В области социологии первым создал научную теорию коммунистического общества – не научную идеологию, а науку.

Острый природный ум и независимый характер не позволили Зиновьеву стать «придворным» ученым, готовым по воле правительственной верхушки выражать коммунистическую идеологию. Суслов предлагал ему целый институт в обмен на пару статей в журнале «Коммунист». Но строптивый профессор отказался.

В 1976 году на Западе вышла его книга «Зияющие высоты»[4]. В результате автор оказался без работы и учеников, без званий и наград. Через два года опять же за границей выходит другая книга – «Светлое будущее», в которой показан Брежнев в сатирическом виде[7].

Терпение властей лопнуло. В течение пяти суток Зиновьеву было предложено покинуть страну. До последней секунды своего пребывания на Родине он надеялся, что это решение отменят, но этого не произошло.

На Западе семья Зиновьевых остановилась сначала во Франкфурте, потом в Мюнхене.

Ему было тогда 56лет. Трудно представить, что значит в таком возрасте оказаться вне своей среды и вне своего мира? Казалось, он был просто там не нужен. Работать приходилось много. Вместе с женой Ольгой и дочерьми Полиной и Ксенией (младшая дочь родилась за границей), Александр Зиновьев много ездит по свету, дает лекции, но в России с тех пор не бывал. Было, конечно, и признание, и громкие престижные премии. Они давали только престиж, а не материальный достаток, прожить на них было нельзя. Ольга Миронова стала правой рукой мужа. Она закончила философский факультет московского университет, а в Германии- Гетте- институт и академию менеджмента. Ольга Миронова всегда была главным помощником мужа- его ассистентом, секретарем, защитником, редактором. Причем всегда все делала высококачественно, серьезно, профессионально. Она – организатор его выставок. Ее заботами к 80-летнему юбилею А.А. Зиновьева вышла книга воспоминаний о нем. Когда за границей вышла первая книга философа и публициста Александра Зиновьева, его жена редактировала это издание, впрочем, как и все последующие, а вышло их более сорока.