Смекни!
smekni.com

по курсу «Арт-терапия» "Воздействие цвета на эмоциональную сферу человека " (стр. 1 из 3)

Московский государственный психолого-педагогический университет

Факультет повышения квалификации

Реферат

по курсу «Арт-терапия»

"Воздействие цвета на эмоциональную сферу человека ".

Выполнила: Булгакова С.Е.

Преподаватель: Сидорова В.

Г. Москва 2006

Многочисленные воздействия внешнего мира в продолжение десятков и сотен тысяч лет на психику человека вызывали у него различные ощущения – зрительные, обонятельные, осязательные и др. Их постоянное действие на бессознательное в течение огромного количества времени создавало прочные ассоциации этих ощущений с определенными понятиями. Это генетически закреплялось многими веками эволюции человека в его коллективном бессознательном и передавалось по наследству. Таким образом, формировался набор архетипов, одинаковых для всех людей, независимо от их культурной и расовой принадлежности.

Хотя общий набор архетипов у всех людей одинаков, но все они от рождения отличаются друг от друга физиологическими особенностями нервной системы (темпераментом). Поэтому реакции на одни и те же раздражители будут у них различны. Некоторые раздражители будут подходить для деятельности какого-то определенного физиологического типа личности больше и будут восприниматься им лучше, чем другие. Это приводит к тому, что и понятия, ассоциирующиеся с этими раздражителями, развиваются у такой личности тоже лучше. Развитие определенного набора понятий приводит к появлению соответствующих поведенческих реакций и, в конце концов, складывается в конкретный тип, отличающийся от других уже не только физиологическими, но и психологическими особенностями. Это есть механизм типообразования: первичные ощущения – визуальные, звуковые, обонятельные и прочие – способствуют формированию различных поведенческих реакций. Все они связаны между собой в бессознательном и образуют устойчивое единое образование – тип поведения человека.

Стабильно повторяющиеся поведенческие реакции со временем автоматизируются и превращаются в устойчивые поведенческие стереотипы. Последние, в свою очередь, образуют устойчивые индивидуальные личностные особенности человека – характер, который проявляется в отношении человека к себе и окружающему миру. Характер человека внешне проявляется в его облике, мимике, походке и пр., а также в выборе увлечений, одежды или интерьера дома.

Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека целостных комплексов свойств, предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Восприятие цвета – это одна из особенностей человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза.

В древности люди называли цвета «божествами». Художники – «материальными состояниями души», уравнивая их с человеческими чувствами. Ученые же выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Другими словами телесную и духовную составляющие.

Эти две составляющие имеют близость к эмоциям – к телесным проявлениям нашей души. Еще в XIX веке знали, что эмоции вызывают изменения артериального давления, пульса, дыхания, скорости реакции и др. Эти же изменения вызывает у нас действие различных цветов. Это говорит о прямом действии цвета на тело. В нашем стремлении приспособиться друг к другу цвет играет роль опредмеченных эмоций. С глубокой древности краски дня и ночи, неба и земли, солнца и луны, огня и воды воспринимались нашими предками в контексте их жизни.

Воздействие какого-либо цвета или его сочетание неоднозначно сказывается на настроении человека, его самочувствии, поведении.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов специалисты пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами. Широко используемый из них круг естественных цветов по Гете. Обозначение цветов и их название в цветовом круге: К - красный; КО - красно-оранжевый; О - оранжевый; G - желтый; GZ - желто-зеленый; Z - зеленый; СZ - сине-зеленый; С - синий; СF -сине-фиолетовый; F – фиолетовый; KF – красно-фиолетовый.

Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:

• контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (напр. F и G). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;

• сочетание цветов, расположенных по углам основного либо перевернутого треугольника (напр. С и G), менее гармонично;

• сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора “цветных аккордов” в два, три и четыре цвета (напр. СF и Z или GО и Z, или все вместе, или три из них).



Цветом одежды или машины мы сегодня часто передаем все то, чего никогда не сможем сказать окружающим. И не потому, что боимся чего-то, а потому что не можем выразить словами все реально ощущаемое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами – неосознаваемое.

Разве можно передать словами содержание своей души – все свое отношение к свету? К миру. К себе. К окружающим.

Что определяет наш выбор просто любимых цветов, цветов интерьера или одежды – душа или тело? Г.Нисский утверждал, что душа – это внутренний образ тела. Как и цвет, образ которого мы носим в душе.

Можно ли приписать каждому из нас определенные цвета? Будут ли отличаться цвета души от цвета одежд?

Согласно тантрическому учению, человеческая личность соотносится со Вселенной на уровне тонких тел, которые взаимосвязаны через определенные энергетические центры. Современная экстрасенсорика также выявляет в человеческом теле своеобразные энергетические поля. При этом устанавливается связь этих полей как с местоположением, уровнем, чувствами или функциями человека, так и с цветом каждого поля. Конфуцианская традиция соотносит каждый цвет и с мужественностью Ян, и с женственностью Инь.

Все мы содержим в себе и мужественные элементы Ян, и женственные Инь. И в процессе взросления проходим через эти цвета.

направленность

экстраверты

интроверты

темперамент

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

внутренний цвет

красный

желтый

зеленый

синий

основные черты характера

вспыльчивый, сорвиголова

веселый, жизнелюб

спокойный, медлительный

серьезный, обособленный

действие цветов

теплые

легкомыслен

несознателен

интеллектуален

контактен

холодные

сдержан

уравновешен

отстранен

замкнут

Эта таблица показывает соответствие между характером человека и его цветовым предпочтением.

Доказательства действия цвета на людей с разными характерами приводит д-р Гейл «состояние больных, страдавших от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных» (Н. В. Серов,2005, с.14). Об этом же говорил В. М. Бехтерев и многие другие.

Педиатры констатируют, что флегматичные дети лучше учатся при красном цвете своей одежды и стен, тогда как излишне активные – при синих тонах. Таким образом, внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-раздражитель.

Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, благодаря
которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-
то впечатление (легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.), и вторич-
ное, подсознательное, воздействующее через ассоциации, Последнее
более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта.

Однако есть ряд ассоциаций объективных, они пришли из глубины веков, прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Речь идет о связи оранжево-желтых цветов с солнцем, теплом и энергией, сине-голубые — с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток даже на культуру: мы плохо представляем себе что-то спокойное красного цвета, сухое — сине-зеленого, а легкое, «воздушное» — коричневого.

Цвет плохо определяется в тех состояниях, когда сознание человека становится неустойчивым (сильный страх, тревога, возбуждение, боль или плохое самочувствие). Также затруднено цветоопределение в полутьме или при ослепляющем свете. Именно поэтому свидетели разных происшествий или преступлений часто затрудняются в описании цвета одежды людей, предметов или обстановки. Человек за многие тысячи лет своего существования научился бояться темноты, из которой на него обрушивались разные неприятности (враги, дикие звери и пр.). С темнотой связывались черный и темно-синий цвета. Эта ассоциативная связь вошла генетически в коллективное бессознательное людей, и поэтому эти цвета вызывают у них чувства страха, неуверенности и угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят (особенно близкие к солнечному свету оранжевый и желтый), либо успокаивают (как природные зеленый и голубой).