Практическое занятие № 1 (2 ч.).
Тема: Структура литературоведения как науки.
Содержание занятия: Основные и вспомогательные дисциплины литературной науки.
Форма проведения занятия: реферативные сообщения студентов.
Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы.
План аудиторного занятия:
1) Расскажите об особенностях, целях, объектах изучения и методах работы основных литературоведческих дисциплин:
2) Назовите вспомогательные отрасли литературоведения и дайте характеристику следующих из них:
Литература:
1) Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. (статьи «Литературоведение», «Критика литературная», «Библиография», «Атрибуция», «Палеография»).
2) Елина Е.Г., Книгин И.А. Текстология // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. М., 2000. С.415-424.
3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Л., 1996. С. 30-50.
Практическое занятие № 2 (2 ч.).
Тема: Художественный образ и его специфика в литературном произведении.
Содержание занятия: Особенности художественного образа в словесном произведении. Внутренняя структура образа.
Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: архетип, мимесис, научное понятие, персонаж, условность, художественный образ, художественная деталь, художественный топос (топика).
Задания для самостоятельной подготовки:
· какими особенностями обладает художественный образ (соотнести с понятием в научной сфере)?
· как соотносятся между собой объект действительности и его образ в искусстве, где между ними пролегает граница?
· в чем выражается условность художественного образа?
· какой принцип П. Палиевский отождествлял с внутренней структурой образа?
4. Прочитайте стихотворение В. Набокова «На качелях» и ответьте на предложенные ниже вопросы.
· Какие образы встречаются в этом стихотворении? Определите, по каким параметрам они приближены к физическим реалиям, а по каким нетождественны им, условны.
· Какие типы художественного образа встречаются в этом тексте: образы-детали, топосы, архетипы и проч.?
· Какой образ можно признать ключевым для текста? Почему?
· Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении? Какие образы движения лежат в основе этого деления?
· Отличается ли чем-нибудь движение персонажа вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Сравните детали в первой и второй частях стихотворения.
· Какие значения (в том числе оценочные) имеют в культуре образы «верха» и «низа»? Совпадает ли авторская трактовка этих образов с традиционной? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
· Какое сравнение лежит в основе главного образа стихотворения?
Задания для закрепления:
1) Назовите последовательно все образы в любимом стихотворении. Какие типы образов Вам встретились?
2) Определите, какое сравнение лежит в основе ключевого образа любимого стихотворения.
Литература:
1. В.А. Скиба, Л.В. Чернец Образ художественный // Введение в литературоведение. – М. 2000. – С. 209-220.
2. Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 — 93.
Практическое занятие № 3 (2 ч.).
Тема: Художественное время и пространство.
Содержание занятия: Особенности художественного времени и пространства. Символические значения временных и пространственных координат. Понятие хронотопа.
Форма проведения: Подготовка индивидуальных сообщений по теоретическим вопросам. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: время художественное, деталь, пространство художественное, символ, хронотоп.
Задания для самостоятельной подготовки:
Задания для закрепления:
1) Найдите детали пространственно-временной организации в стихотворении В.В. Набокова «На качелях». Какие из них представлены более развёрнуто? Почему?
Литература:
1) Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.
2) Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 47-62.
3) Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.
4) Роднянская И. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489.
5) Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Спб., 2002. С. 91-137.
Практическое занятие № 4. (4 ч.).
Тема: Сюжет и фабула художественного текста.
Содержание занятия: Понятия сюжета, фабулы, мотива, события. Естественная последовательность и авторское распределение событий в литературном произведении. Принципы сюжетосложения.
Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Подготовка сообщений. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: мотив, событие, сюжет, фабула, нарратив, внесюжетные элементы.
Задания для самостоятельной подготовки:
1) Повторите значения терминов сюжет и фабула в современном литературоведении.
2) Вспомните основные концепции сюжета (А.Н. Веселовский, формалисты, В. Поспелов).
3) Что Ю.М. Лотман называл «событием» в художественном тексте?
4) Дайте характеристику понятию «мотив».
5) Проанализируйте рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», опираясь на предложенные ниже задания:
· 1. Назовите события, ложащиеся в основу повествования. Аргументируйте свой ответ. Какие семантические границы пересекают персонажи в момент события?
· 2. Выделите фабульную основу рассказа. Соблюдена ли в рассказе естественная хронология событий?
· 3. Сколько фабульных линий в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ, используя текст рассказа.
· Сколько сюжетных линий в рассказе? Аргументируйте свой ответ.
· Назовите мотивы, встречающиеся в тексте. Какие из них вы отнесёте к числу сюжетообразующих? Докажите, опираясь на текст рассказа.
Задания для закрепления:
1) Выделите фабулу и сюжет в рассказе В.Ф. Одоевского «Новый год». О каких событиях идёт речь?
2) Охарактеризуйте авторское распределение событий.
3) Найдите внесюжетные элементы в рассказах «Человек в футляре» и «Новый год».
Литература:
1) Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.
2) Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.
3) Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.
4) Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245.