Смекни!
smekni.com

Лебедько осознание. Мастерство. Психотерапия? (стр. 13 из 26)

Не решает вопроса и умение пользоваться различными технологиями и техниками, которые, на первый взгляд, не требуют участия в процессе терапии личностных особенностей терапевта. Не решает, так как уже сам выбор той или иной технологии, того или иного русла терапии, нацеленность на тот или иной тип результата (будь то снятие симптома, самоактуализация, осознание причин, социальная адаптация и др.), все это накладывает на терапевта колоссальную ответственность за этот выбор. В противном случае те “нити”, за которые терапевт “дергает”, могут, с какой-то вероятностью, привести к нарушению гармонии и баланса в каких-либо Пространствах и Объемах клиента (а заодно, и самого терапевта), что, возможно, скажется не сразу и не будет связано с внешними результатами работы.

Напротив, в работе осознающего себя терапевта могут присутствовать совершенно любые техники и технологии, выстраивающиеся индивидуально для каждого клиента, иногда создающиеся специально для него, исходя из переживания очень глубоких законов и взаимосвязей и полного, сквозного осознания терапевтом своего организма.

Под таким девизом поспешат, возможно, подписаться многие эклектики, но здесь велика возможность для спекуляций. Информация. по которой эклектик выстраивает (логически или интуитивно) ход терапии, может исходить из самых разных доминирующих очагов психики, отдельных Пространств и Объемов, частичное осознание которых может ошибочно приниматься за “идеальное рабочее состояние”, “зеркало” и т.п.

4.

Запрос клиента сложен, многомерен и представляет собой Запрос всего организма. На поверхностный взгляд, Запрос от различных Пространств и Объемов может быть разным, включая множество противоречий (причем, иногда, эти противоречивые Запросы от разных Объемов могут выражаться конгруэнтно). Терапевту важно увидеть за этими противоречиями единый смысл, интегральный Запрос всего организма и дать ему шанс реализоваться так, чтобы не вызвать дисбаланс в целом. К сожалению, во многих психотерапевтических подходах выделяется лишь какая-то часть целого и работа строится из зауженного Запроса.

Действия, которые совершает психотерапевт, его позиция, ориентация и т.п. полностью зависят от его способности воспринять и пережить клиента исходя из следующих уровней:

а) Человек (клиент) осознается (скорее понимается), как отдельный от Мира организм и терапевт действует исходя из ориентации своей Школы или по принципу – “хочу”– “получай”.

б) Человек осознается (понимается), как часть некой системы: семья, референтная группа и т.п.

в) Человек осознается, как совокупность отношений определенного вида (например межличностных: эмоциональных, энергетических, когнитивных, поведенческих и т.п.) Работая с таких позиций, терапевт может осознавать или хотя бы понимать, что с его подачи запускаются “силы”, которые в большей или меньшей степени окажут влияние на большое количество людей, ситуаций, событий. В любом общении каждый человек влияет опосредованно, через это общение и его результаты на большое число последующих событий, но терапевтическая ситуация отличается тем, что терапевт делает это с позиций профессионала и вносит часто неизмеримо более глубокие изменения, чем обычное общение; следствием этих изменений могут стать перемены в жизни многих людей, контактирующих с клиентом, в некоторых случаях изменения могут затронуть огромный социальный слой.

г) Человек осознается во всей совокупности отношений и взаимосвязей со всем Миром (отношений физических. энергетических, эмоциональных, ментальных, событийных, ценностных и смысловых). Изменяя хоть чуть-чуть одного человека, мы меняем (не метафорически, а реально) весь Мир. Человек переживается, при таком подходе, как выразитель Вселенной во всех ее аспектах. Терапевт, осознающий это, знает, что на прием к нему обращается Вселенная в данной точке пространства–времени (в том числе и он сам, как неотъемлемая часть Вселенной). В таком осознании пропадает разделение на терапевта и клиента, исчезает дуальность, граница “Я” и “Ты”, Вселенная “лечит” сама себя. “Рабочее состояние” такого терапевта – переживание “слияния со Вселенной” во всех диапазонах, тотальное Осознание, в котором реально (в отличии от модных сейчас спекуляций на эту тему) исчезает личность терапевта – он предельно ассоциирован со всем происходящим (в отличии от диссоциированности, отстраненности в ряде психотерапевтических подходов), при этом терапевт не боится “потеряться” или “заразиться” чем-то, перенять от пациента какой-либо деструктивный паттерн, т.к. личности в этот момент просто нет и “заражаться” некому.

5.

Конечно-же ситуация, описанная выше, когда терапевт работает, ассоциируясь со всей Вселенной, совершенно незаурядна, потому, что Мастеров, способных на такой уровень работы – единицы и система обучения, позволяющая реализовать подобное Мастерство трудоемка и индивидуальна, поэтому диссоциация и отстраненность – более безопасная для терапевта позиция (тоже очень сложная в практической реализации), хотя она и не снимает ответственности за зауженное или искаженное восприятие Запроса клиента.

Но, только в случае тотального Осознания всего своего организма, у терапевта появляется возможность неискаженно воспринять целостный Запрос клиента, воспринять и реализовать уникальный смысл каждой встречи с каждым клиентом.

Воспринятый таким образом Запрос является Запросом Мира, с которым Мир обращается через данного клиента; изменения, достигнутые в результате такой встречи будут изменениями всего Мира, наиболее адекватные всему сущему..

Глава 5

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.

В данной главе будет представлена схематическая модель подхода к психотерапии, основанная на методологии эзотерической Традиции, в которой работают авторы.

С позиций этой методологии психотерапия определяется, как аспект Знания, акцентирующий внимание на ориентации человека в себе (на себя) и в Мире, а взаимодействие терапевта и клиента рассматривается, как практика, дающая обоим шанс сделать свой шаг к Целостности (каждому на своем уровне).[19]

Многие понятия, которые мы вводим, на наш взгляд, существенно отличаются по качеству, глубине и смыслу от принятых в психотерапии, поэтому мы уже начали их обсуждение, которое и продолжим в этой главе. Далее мы рассмотрим некоторые ключевые понятия нашей методологии тезисно, в общем виде, без подробной аргументации и доказательств, которые становятся очевидны только через практическую передачу. Отчетливо понимая, что передача подобного опыта через книжку невозможна, мы далее просто намечаем основные контуры работы.

1. Целостность, Запрос и Психотерапия.

Запрос клиента всегда направлен на Целостность, т.к. он идет от целого, от всего организма, включая все Пространства и Объемы, как осознаваемые клиентом, так и неосознаваемые. Еще раз подчеркнем вывод прошлой главы о том, что с учетом взаимосвязей (прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных) организма каждого человека со всем Миром, Запрос отдельного клиента является Запросом Мира, выраженным через данного человека, поэтому задача терапевта (прозревающего по-настоящему весь масштаб того, что он делает), неизмеримо шире, чем “найти компромисс между различными частями личности клиента”; его задача – прозреть единое за, казалось бы разнородными вещами: различными потребностями и мотивами, внешними ситуациями и поворотами судьбы, окружающими людьми и силами, увидеть единое в клиенте и Мире, себе и Мире, себе и клиенте и предоставить этому единому сделать следующий шаг к Целостности, шаг, который без этой встречи в терапевтическом кабинете был бы затруднен. (Как мы отмечали ранее, это позиция терапевта, которую он реализует не только в кабинете, а в любом действии своей жизни – иначе сама такая позиция теряет смысл).

На уровне следствий такой работы могут происходить самые различные процессы: в каких-то случаях исчезнут без следа симптомы, в каких-то появится понимание причин и следствий или социальная адаптация, в каких-то появятся новые поведенческие навыки, проявится потребность в самоактуализации и т.д. – не существует однозначного критерия того, что является результатом работы, независимого от множества переменных, завязанных на динамику Мира как целого. Те изменения, которые необходимы данному клиенту сегодня, могут радикально отличаться от того, что нужно завтра или другому клиенту.

Внешние действия терапевта в каждом случае тоже уникальны: от пятиминутной субмодальностной технологии в одном случае, до многочасовых “душеспасительных” бесед в другом, банального подзатыльника в третьем, комплекса домашних упражнений в четвертом и т.д. Однако такое сочетание техник не является эклектикой. Каждое действие подбирается, часто создается, специально именно для данного клиента исходя из единой методологии.

1.2. Понятие Целостность мы начали рассматривать в главе “Актуализация в учебном процессе...”, где была упомянута фундаментальная идея Сферы. Достижение “жизни в Сфере”, когда отсутствуют жестко-доминирующие части и проявления и весь организм переживается, как Центр в каждой точке, связанный со всеми другими точками, с каждым проявлением всей Вселенной (жизни, которая в Традициях называется Просветление, Дао, Преображение) – конечно же не является задачей психотерапии. Не является ее задачей и достижение клиентом высоких уровней Осознания, о которых шла речь в главе “Что же такое Осознание” (повышение уровня Осознания может быть следствием психотерапии, но отнюдь не всегда на этом делается акцент – а только тогда, когда именно это необходимо для данного клиента на данный момент), систематическая работа над Осознанием – это задача для терапевта, применительно прежде всего к себе. В психотерапии делается только один (или несколько) шаг на длительном и сложном пути к Целостности, тот шаг, который без психотерапии был затруднен, на том отрезке пути, где человек “застрял”. При этом такой шаг для каждого клиента, как упоминалось выше, приводит к результатам индивидуальным, которые могут быть подчас очень далеки (а то и противоположны) от расхожих представлений о Целостности: кто-то после своего шага станет более открытым и эмоциональным, а кто-то наоборот более сдержанным, кто-то станет более “зрелым”, но у него останутся какие-то дискомфортные симптомы, а у другого степень “зрелости” останется без изменений, зато исчезнут симптомы. Все это зависит от уникального “вектора эволюции” данного человека в Мире, поэтому ставить для всех одинаковые критерии ( типа – снять симптом, увеличить степень осознанности, адекватности, проявить потребность в самоактуализации и т.п.) было бы с данных позиций нелепо; кто-то нуждается в развитии творческого потенциала, а другому нужна прямая или косвенная суггестия. Исходя из сказанного выше, нельзя определить развиваемую нами методологию в русло Гуманистической психотерапии (в обычном понимании, возникающем при делении психотерапии на Гуманистическую, Поведенческую, Аналитическую, Трансперсональную и т.п.). Описываемая здесь психотерапия может интегрировать все возможные подходы и методы и основывается на возможности терапевта достигать тотального Осознания, единения с Миром (и клиентом, как частью Мира) и “видения” уникального вектора эволюции клиента, себя и Мира.