Смекни!
smekni.com

Лебедько осознание. Мастерство. Психотерапия? (стр. 21 из 26)

Доминанта в массовом сознании неизбежно отражается в со­знании индивидуальном, и в тем большей степени, чем мень­ше человек работает над чистотой своего восприятия ми­ра. Для поддержания же чистого и трезвого восприятия тре­бу­ются предельные усилия. В современной ситуации, принимая во внимание лавинообразный характер процессов в массовом со­знании, подобные усилия могут быть сравнимы разве что с прак­тикой Подвижника, ведущего непрестанную “борьбу с бесами” и находящегося в круглосуточной страстной молитве и в обращении к Богу, когда малейшее отвлечение ведет к по­те­ре Благодати, а с ней и возможности воспринимать мир и при­нимать любые решения непредвзято, избегая свое­ко­рыст­но­го вмешательства в судьбы мира и других людей. (У По­движ­ника, по сравнению с нами, было преимущество – воз­мож­ность уединиться в монастыре или пустыне.)

Психотерапевт – тоже человек (и жизнь далеко не многих пси­хотерапевтов наполнена практикой тончайшей внутренней ра­боты, тем более хоть как то сравнимой с практикой По­движ­ника), так что Доминанта потребительства давно уже хо­зяй­ничает на тучной ниве психотерапии, консультирования, об­учения и т.п. Ситуация здесь усугубляется, с одной стороны, на­личием быстро- и сильнодействующих технологий, а с дру­гой стороны – замкнутым кругом рыночных отношений: спрос – предложение – спрос, где хочешь или нет, а эти тех­нологии приходится применять, иначе не выдержать кон­ку­ренции (кто к тебе придет на длительную работу, где нужно “пахать”, обливаясь потом, ради даже маленькой крупицы в изменении себя, когда твой коллега рядом “лечит” все, что угодно за 15 минут?). И беда не в том, что технологии не ра­бо­тают, они как раз работают (вопрос, правда в том, что из это­го может получиться, если технологией владеет ре­мес­лен­ник, не осознающий во всех масштабах те изменения, которые мо­гут последовать в результате его работы), беда в том, что те­рапевт, решая свою частную задачу, каждым подобным дей­стви­ем подкрепляет Доминанту в общественном сознании, тол­кая его в пропасть потребительства.

В наши задачи не входит критика ни новых, ни старых тех­нологий, ни ремесленников ими пользующихся; гораздо важнее для нас обратить внимание психотерапевтов и консультантов на ряд противоречий в психотерапии и не толь­ко в современных ее направлениях, но и в “классических” и не только в России, но и во всем мире.

Гос­подствующий очаг возбуждения склонен всячески оправ­дывать свое господство, а потому в сознании многих пси­хологов, психотерапевтов, консультантов и педагогов сфор­мировалась модель мира, включающая в себя свое­об­раз­ные механизмы защиты, которые не дают эти противоречия осознать.

Далее мы постараемся выразить эти противоречия в фор­ме вопросов. Некоторые вопросы останутся открытыми, на другие мы рискнем высказать свое мнение.

1. Современный врач (психолог, консультант, учитель) исцеляет ли себя сам?

Каждое слово в древнем изречении “врач – исцели себя сам” несет огромную смысловую нагрузку:

Исцелить–означает не банальную ситуацию выпивания нужной микстуры в случае язвы желудка или гриппа, а становление Целостным. (Целостности посвящена гл.2)

С е б я – это значит, что прежде, чем работать с другими, начинать (и продолжать) необходимо с себя самого.

С а м – самостоятельно, т.е. прилагая усилия самому, не являясь лишь потребителем чужих услуг. (При этом, естественно, учитывается контакт с Мастером и группой, что дает обратную связь, направление работы и др.).

2. Какова у современного врача (психолога, консультанта, учителя) пропорция: работа с собой/работа с другими ?

Если в верхней части пропорции мы поставим не ноль, то:

3.Что понимается под работой над собой?

Типичные ответы на этот вопрос (исходя из опроса отечественных специалистов и по западным литературным источникам, ссылкам на нормы подготовки западных психологов, психоаналитиков и др.) таковы:

– работа в качестве пациента со своим психотерапевтом;

– работа в группе в качестве пациента;

– посещение семинаров и курсов;

– чтение литературы;

– наблюдение за своими мыслями, рефлексия,

самоанализ;

– работа с воображением (образами, картинками);

– занятия различными видами искусства.

Иногда встречаются и менее типичные ответы:

– зарядка, физические упражнения и спорт,

закаливание,

работа с образом жизни;

– посещение церкви и беседы со

священнослужителями;

– чтение духовной и эзотерической литературы.

Хотим отметить, что большая часть ответов связана исключительно с ментальными формами работы. К этому моменту мы еще вернемся при обсуждении следующего вопроса.

4. Чем (инструмент) и с чем (материал) работает современный психолог (психотерапевт, консультант, учитель) ?

Не вдаваясь в тонкости отдельных методов, мы перечислим диапазоны организма, которые могут быть и инструментом и материалом (система координат, уже известная читателю по первым главам):

Тело (Физическое Пространство);

Ощущения (Пространство Сил);

Эмоции (Пространство Отражений);

Интеллект (Пространство Имен);

События (Пространство Событий);

Ценности (Пространство Эволюции);

Смысл (Пространство Начала);

Большинство психотерапевтов, по-видимому, могут поспешно ответить, что они работают и с собой (если работают) и с клиентами во всех этих диапазонах. Однако, ситуация не так тривиальна, как это кажется на первый взгляд (и не только на первый, но и подчас на профессиональный). Мы осмелимся утверждать, что подавляющее большинство психотерапевтов самых различных направлений работает исключительно с интеллектом или ментальными проекциями других Пространств, затрагивая сами эти Пространства лишь опосредованно. Это относится даже к тем направлениям психотерапии, которые работают вроде бы непосредственно с телом, эмоциями, ценностями, смыслом...

Для объяснения этого странного утверждения мы снова привлечем принцип Доминанты. В современной ситуации, среди всех диапазонов организма, именно ментальный является господствующим у большинства людей. Ментальный диапазон является своеобразной Доминантой, которая вмешивается, перехватывает всю попадающуюся во внимание информацию, преломляя ее через себя (схемы, описания, объяснения, картина мира и т.п.). Это касается не только людей с развитым интеллектом, но и всех остальных, чья картина мира предельно бедна и тех, кто считается “человеком чувств, интуиции, воображения”. Доминирование Пространства Имен проявляется в непрерывном “тарахтении ума”, попытках все назвать и объяснить, подмене переживаний рассуждениями о них и фантазиями, подмене самой жизни ее описаниями (утонченно – изысканными или предельно грубыми, имея словарный запас как у Пушкина или обходясь всего пятью выражениями). Любые проявления чувств, ощущений, интуиции, сразу же “отскакивают” в более привычный для современного человека ментальный диапазон. Реальные переживания других Пространств – исключительные события в жизни обычного человека, доступные только в неуправляемых им самостоятельно измененных состояниях сознания. При этом, обычно, ценность таких переживаний невелика, так как в момент выхода из измененного состояния сознания интеллект с успехом “перехватывает” все, что там происходило, пытаясь все назвать, описать, объяснить, согласовать с некой схемой.

Доминирование Пространства Имен подкрепляется тем, что существующая ситуация считается нормальной и любые возражения считаются абсурдными (это и закономерно – как понять то, что реально почти не переживалось и чем понять, кроме как интеллектом – единственным более–менее развитым инструментом у большинства современных людей).

В массовом сознании и даже среди профессионалов – психологов сложились совершенно странные (хотя в ситуации доминирующего интеллекта иного быть и не могло) представления о том, что в человеческой психике относится к области подсознания, а что является сознанием. Считается, что сознание – это мышление, а эмоции, ощущения, интуиция и т.п. суть “подсознательные глубины”. При этом подходе возникает несколько противоречий. Во-первых, в этом случае одно из Пространств организма начинает занимать исключительное положение, гипертрофированно раздуваясь и поглощая, выхолащивая все остальное. Во-вторых, упускается, что огромные пласты самого Пространства Имен (по сути дела – большая часть картины мира) являются у большинства людей неосознаваемыми. Если же перейти на позиции, развиваемые в данной главе, то можно напомнить, что любое из Пространств организма может быть осознано (хотя бы частично), а может остаться неосознанным. С этих позиций (см. главу “Что же такое Осознание”) Осознание – возможность произвольного владения той или иной областью организма: от тела до смысла, т.е. только то, за что человек может принять ответственность (ведь ответственность можно принять только за то, чем владеешь).

Итак, ситуация очень похожа на замкнутый круг. Доминанта восприятия современного человека смещена в Пространство Имен, что делает почти невозможной задачу чистого переживания других Пространств. Даже сама постановка такой задачи кажется нелепой, либо непонятно – зачем, либо интеллект уверен, что он все это сам отлично понимает и все другие Пространства запросто переживаются без каких либо усилий. Если все-таки задача не ментального переживания других диапазонов организма принимается, то для ее решения необходима остановка ума, что для большинства людей недоступно по всем вышеперечисленным причинам и, прежде всего, из-за такого свойства Доминанты, как суммация ею всех сигналов.