Смекни!
smekni.com

Лебедько осознание. Мастерство. Психотерапия? (стр. 22 из 26)

Однако, выход все же есть, хотя это и требует обращения к специальной практике, учитывающей свойства Доминанты и возможность ею управлять. Для человека, имеющего опыт подобной практики, очевидно, что опыт смещения Доминанты восприятия в другой диапазон, например в Пространство Сил, принципиально отличается от обычных досужих попыток сосредоточиться на каких либо ощущениях.

До тех пор, пока интеллект не остановлен, любая так на­зы­ваемая работа с телом, эмоциями. и т.п. является по сути сво­ей все той же ментальной работой. К сожалению, человеку это становится ясно только при наличии опыта реального не мен­тального переживания других Пространств организма.

Что касается таких областей, как переживания событий, ценностей, смысла, то здесь тоже необходимы пояснения. В результате работы с ментальной картиной мира можно, конечно, прийти к некоторым изменениям в соответствующих Пространствах, однако сами по себе все они принципиально не ментальны, а является сложными и тонкими переживаниями (не путать с ощущениями и эмоциями). Реальное смещение восприятия в эти области организма еще более сложно, чем в область ощущений или эмоций и требует незаурядной концентрации внимания и мощного энергопотенциала, поэтому они почти никак не проявлены в массовом сознании и в психотерапии являются, по большей части, ментальными проекциями. Что касается психотерапии, то переживания событий, ценностей, смысла там крайне редки, хотя опосредованные изменения в этих диапазонах конечно же происходят. Но для настоящей работы этими “инструментами” с этим “материалом”, терапевту необходимо владеть (в себе) переживаниями событий, ценностей, смысла (при остановленном интеллекте), “подавая” их через свое состояние, когда слова, если они произносятся, имеют лишь значение фона.

Подведем некоторый итог обсуждения этого вопроса. В большинстве случаев психотерапевтическая работа – это работа терапевта (сфокусировавшего свое восприятие в Пространстве Имен) с ментальным Пространством клиента. Само по себе это не было бы ни хорошо ни плохо, если каждого клиента рассматривать как бы “вынутым” из мира. Но если взглянуть из большего масштаба, то становится очевидным, что такая работа сама по себе подкрепляет доминирование интеллекта. А эта Доминанта (совместно с Доминантой потребительства) является, в свою очередь, самой плодородной почвой для созревания и развития множества проблем и болезней, источником подмены настоящей жизни всевозможными ментальными проекциями, оценками и суждениями.

Тем самым, современная психотерапия, вылечивая вроде бы конкретные болезни в частных случаях, для этих же болезней строит прочный фундамент.

Если вернуться к третьему вопросу о практике внутренней работы, которой занимается психотерапевт, то: если человек использует в работе с собой исключительно ментальную практику (картинки, фантазии, схемы, анализ, рефлексию, классификации, внутренний диалог и т.п.), – такие занятия мы бы назвали “антипрактикой”, так как данная ситуация дискредетирует саму идею внутренней работы, направленной на Целостность, а не в сторону еще большего крена в ментальный диапазон и преобладания у современного человека логических и образных конструкций, “тарахтения ума” и непрерывного, неуправляемого внутреннего диалога.

5. Существует ли, на самом деле, свобода выбора у клиента ?

Одним из популярных лозунгов большинства психотерапевтических Школ является утверждение о свободе выбора человека. Человек сам ответственен за свою жизнь, переживания, симптомы. В отличии от медицинской модели, в психологии болезнь считается результатом свободного выбора клиента (при этом, как бы между прочим добавляется, что выбор все-таки неосознаваемый). Однако, когда дело доходит до реальной работы с клиентом, то утверждение о свободе выбора и ответственности остается только внешним фасадом, а по сути своей оно с первых же шагов терапии нарушается. Дескать “я на клиента не влияю, его подсознание само делает выбор”.

Бессознательно “выбрал” болезнь, затем, на сеансе у психотерапевта бессознательно “выбрал” здоровье – к свободе и ответственности это не имеет никакого отношения, скорее наоборот – идет сильнейшая стимуляция безответственности и потребительского отношения к жизни.

Бессознательное считается более “мудрым” чем сознание; действительно бессознательное – гораздо более отлаженная система, учитывающая множество самых разных факторов жизни, но настоящая ответственность возникает только тогда, когда человек начинает сознательно владеть тем, что с ним происходит, иначе нет смысла говорить об ответственности – человек, не осознающий, остается игрушкой самых различных сил (не последнее место среди которых занимает массовое сознание и Доминанта в нем господствующая), свобода выбора при этом – не более, чем иллюзия.

Еще один момент состоит в том, что многие люди сейчас перестают делать усилия, а психологи часто всячески способствуют этому. Например, для того, чтобы клиент что-то понял или сделал, к нему нужно обязательно “присоединиться” и т.п. Спору нет, иногда это действительно необходимо. Но именно сейчас, когда большинство людей усилия, направленные на самоизменение, делать не привыкли, им наоборот необходимо дать шанс сделать самостоятельный шаг, переделать что-то, переспросить, домыслить, вспотеть, “пережевать” информацию, а не заглатывать ее в уже приготовленном и разжеванном виде.

Следующий момент состоит в том, что любое тера­пев­ти­чес­кое вмешательство с использованием измененных со­сто­я­ний сознания не ведет к появлению у человека свободы вы­бо­ра, если человеку не дается возможность в дальнейшем са­мо­стоятельно проникать в эти состояния, ориентироваться в них и управлять ими. Здесь следует уточнить, что ис­поль­зо­ва­ние измененных состояний сознания не является пре­иму­ще­ст­вом только гипноза и НЛП. Измененные состояния сознания воз­никают в огромном множестве самых различных вза­имодействий во всех психотерапевтических Школах.

Не имеет смысла принятие ответственности, которое не под­креплено энергетически (т.е. когда у человека нет воз­мож­нос­ти владеть ситуацией, когда бы и где бы она не возникала). До тех пор, пока человек является игрушкой неосознаваемых сил, вряд ли имеет смысл менять акценты в причинно-след­ствен­ных связях в картине мира. Человек может сколько угод­но ментально понимать ситуацию, твердить себе, на­при­мер: “Это не жена злит меня, это я злюсь на нее, я сам от­вет­стве­нен...” – пока он не овладел, не стал хозяином чувства зло­сти, как такового (относящегося к любой ситуации, к лю­бо­му человеку), такое переставление акцентов будет прежде­вре­менным и породит своеобразный самообман, даже, если пу­тем хитроумной технологии психолог решил эту ситуацию (но само чувство злости осталось неуправляемым и может воз­никнуть в другой ситуации или с другим человеком).

Реальная ответственность за свои чувства возникает тогда, ког­да человек становится хозяином своей жизни не в какой-то одной, частной ситуации, а хотя бы в каком-то более мас­штаб­ном аспекте, например, в полном владении каким-то спектром эмоций, т.е. способности вызвать, пережить или транс­формировать эти чувства в любой ситуации, что до­сти­га­ется кропотливой каждодневной (каждоминутной) практикой са­мостоятельной работы, где консультант, имеющий опыт ра­бо­ты с собой, предлагает направление для движения и ин­струк­ции, исходя из всеобъемлющего видения ситуации дан­но­го человека, всего Мира в целом и их взаимосвязей, а далее че­­ловек идет самостоятельно и только в том случае, если он хо­чет этого настолько, чтобы делать это ежедневно, без под­тал­кивания, без “присоединения – ведения”.

Настоящий Мастер, работая с человеком, будет применять свою “личную силу” только в критической ситуации или в тех редких случаях, когда необходимость воздействия (т.е. ра­бо­ты на бессознательных механизмах) очевидна и далее сто­ри­цей окупится усилиями самого человека, который не займет в ре­зультате этой помощи потребительскую позицию. В любых дру­гих случаях использование терапевтом своей “личной силы”[33] бу­дет подкреплять уже неоднократно упоминавшуюся До­ми­нан­ту потребительства и именно поэтому это не­це­ле­со­об­раз­но в современной ситуации.

Все, что мы можем сделать так, чтобы не влиять на сво­бод­ный сознательный выбор человека, – это помочь ему осо­знать, хочет ли он приложить к изменению себя свои соб­ственные силы и что же изменить в себе он на самом де­ле хочет настолько сильно, чтобы работать над этим самому.

То, на что он готов тратить самостоятельные усилия – это, на самом деле и является для него на данном этапе жизни ак­ту­альным (может быть это будет отличаться от того, что он за­явил первоначально как свой запрос).

И, если этот актуальный смысл найден, мы можем пред­ла­гать человеку инструкции, технологии для реализации этого смысла, которые он будет выполнять самостоятельно (пе­ри­о­ди­чески получая обратную связь и коррекцию технологий и ин­струкций), осознанно и, если это то, что ему действительно нуж­но – без сопротивлений и игнорирования[34]. И когда об­ра­щение к себе, работа над собой, усилия по самоизменению и познанию станут для него нормой жизни, когда по­тре­би­тель­ское отношение к миру трансформируется в активную и осо­знан­ную жизненную позицию, только тогда появится воз­мож­ность говорить о настоящем принятии ответственности и сво­бодном выборе. Во всех других случаях терапевт будет про­должать манипулировать клиентом, вывешивая лозунг о его (кли­ента) ответственности либо для самооправдания, либо из-за непонимания существа данного вопроса.