Смекни!
smekni.com

Лебедько осознание. Мастерство. Психотерапия? (стр. 3 из 26)

3.Пространство Отражений.

Название этого Пространства связано с тем, что оно является своеобразным зеркалом, отражающим всевозможные взаимоотношения мира внешнего и внутреннего и связи между Пространствами более конкретными (физическим и Пространством Сил) и более абстрактными (см. далее).

В этом Пространстве воспринимаются эмоции, чувства, страсти, настроения, оттенки отношений к различным объектам внутреннего и внешнего мира.

4.Пространство Имен.

Семантическое Пространство, место, где объектам внутреннего и внешнего мира присваиваются Имена, названия. Мир, воспринимаемый через слова, предложения, символы, образы и различные их конструкции, составляющиеся в процессе интеллектуальной деятельности; моделирование ментальной картины мира, всевозможные описания и т.п.

5.Пространство Событий.

Пространство, содержащее все возможные события, в котором человек своей жизнью (своим восприятием) “проявляет” определенные траектории – событийные ряды. В каждой точке Пространства Событий переплетаются событийные ряды очень многих людей (по существу – всех) и каждый выбор траектории в этом Пространстве – поступок, ведущий к большим или меньшим изменениям в событийных Пространствах (и в других пространствах тоже) большего или меньшего числа людей, что описывается существенно нелинейными законами.

6.Пространство Эволюции.

Пространство, содержащее приоритеты, согласно которым человек и совершает выборы – поступки. В очень грубом приближении можно сказать, что в Пространстве Эволюции содержится информация о жизненном Сценарии человека, основных его сюжетных линиях, описываемых через своеобразную систему координат – ценностей, приоритетов, установок.

Сценарии жизни различных людей, семей, народов, удивительно взаимосвязаны, взаимодополнительны, переплетены, так что нелинейность любых процессов в этом Пространстве выражена еще в большей степени, чем в предыдущем.

7.Пространство Начала.

Пространство, в котором заложен самый глубинный индивидуальный смысл бытия. Это Пространство, где воспринимаются идеалы, через которые реализуется Предназначение каждого человека.

Хочется еще раз подчеркнуть, что сами слова эти – смыслы, идеалы, Предназначение – лишь отдаленные намеки на то, что реально имеет место в этом Пространстве и во всей полноте доступно только непосредственному опыту – переживанию.

По мере описания Пространств, от физического до Пространства Начала, неявно подразумевалось, что происходит увеличение размерности каждого следующего Пространства. Это означает увеличение числа независимых ортогональных координат, дающих полное описание Пространства[3].

Читатель, знакомый с литературой по оккультизму, уже, вероятно, установил аналогию между нашими Пространствами и известным делением человека на 7-мь тел: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное и атманическое. Однако, в данном подходе имеет место отнюдь не простое переименование оккультных феноменов:

Во-первых, предложенный здесь язык и модель – язык и модель самостоятельной и самодостаточной Традиции.

Во-вторых, аналогия весьма поверхностна: оккультное описание дифференцирует организм человека и для него характерен персонифицированный подход.(При чтении оккультных книг часто создается впечатление о “тонких телах”, как о неких отдельных сущностях; при таком описании у неискушенного читателя может даже возникнуть мнение о “тонких телах”, как о матрешке, все части которой живут в одном Пространстве, только их трудно “пощупать”); мы же хотим подчеркнуть, что в приведенном выше описании Пространства – это схемы восприятия, отражающие некие качественные уровни по сложности и многомерности процесса регистрации и интерпретации сигналов, выделяемых человеком из мира.

Само название Пространства представляется более удобным и позволяет избежать персонифицированного подхода, заслоняющего обилием образов и сущностей Единое, которое по сути своей неделимо. Любое деление Единого – условность. Выбор именно такого базиса, который приведен выше, продиктован соображениями удобства для конкретных практик и особенностями восприятия (в частности, деление на знаменитые числа – 3, 7, 9).

Существует и ряд более глубоких отличий приведенного выше подхода и оккультного[4], которые проявляются прежде всего там, где начинается практика. Однако, в данной статье предполагаются другие акценты и фокусировать внимание на отличиях между “телами” и Пространствами, по-видимому, нецелесообразно.

3.”Геометрия” восприятия.

Выделим несколько условных уровней “проявленности” сигналов от раздражителей в восприятии человека. Удобной для этих целей может быть “геометрическая” модель (точка, линия, плоскость, объем).

Для того, чтобы у читателя не возникло однозначной ассоциации геометрической модели с физическим Пространством, мы приведем параллельное описание ее как в пространственном, так и в частотном представлении (соответственно пункты а) и б)).

1.Точечное восприятие.

а) Одномоментно воспринимается, как моносигнал, некоторая изолированная локализованная область Пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей Пространства.

б) Выделение одной частоты, одной вибрации во всем бесконечном диапазоне того или иного Пространства.

2.Линейное (Лучевое) восприятие.

а) Установление лучевой связи Пространственных объектов. (Например, связывание нескольких точек, воспринимаемых в одной модальности).

б) Выделение резонансных частот (созвучие) во всем диапазоне Пространства.

3.Плоскостное восприятие. (Восприятие подобия по определенному качеству).

а) Плоскостная, послойная, “продольная” и “поперечная” связи внутри Пространства, выделяющие некоторые области с общим качеством. Относительно изолированное восприятие с возможностью реализации “двумерного” взаимодействия.

б) Выделение частот по общему признаку (гамма, тональность).

4.Объемное восприятие.

4.1.Полусфера.[5]

а) Объемное восприятие комплекса Пространственных объектов с организацией их целостного взаимодействия, функционирования и реакций.

б) Выделение любой области частотного диапазона.

4.2.Сфера.

а) Объемное, целостное восприятие Всего во Всем. Единство и адекватность всего комплекса внутренних и внешних реакций.

б) Восприятие и управление всем диапазоном частот.

Далее, ввиду сложности понятий Полусфера и Сфера будет использоваться обобщенное понятие "Объемное восприятие".

4.Уточнение основных определений.

Для избежания путаницы в определениях, целесообразно отделить те процессы, которые далее будут называться собственно Осознанием, от процессов, которые таковыми не являются, но часто ошибочно (в бытовом языке или даже профессионалами) принимаются за Осознание.

1.Замечание.

Имеется в виду различные процессы непроизвольного перемещения внимания, вызванные теми или иными внешними или внутренними раздражителями. Процессы перемещения фокуса внимания, проявления в сознании тех сигналов среды, сила которых существенно превышает некий пороговый уровень (больной зуб, навязчивая мысль, потрясшее событие и др.)

2.Понимание.

Построение ментальных конструкций, объясняющих то или иное явление в каком-либо Пространстве организма или взаимосвязь различных Пространств. Такое объяснение не обеспечивает владения самим явлением. Конструкции из пространства Имен далее не будет считаться Осознанием, если они не имеют “власти” над явлением, которое данные конструкции объясняют.

3.Наблюдение.

Этот процесс уже можно было бы назвать пред-0сознанием. Сюда относится область уже произвольного, намеренного внимания. При этом внимание хаотически блуждает, реагируя на каждый раздражитель. Наиболее явно эта ситуация отражена в известном упражнении “сейчас я осознаю – замечаю... (движение пальцев, некое чувство, мысль...)”. Здесь присутствует попытка разотождествления с объектом наблюдения, однако, полное разотождествление и, соответственно, Осознание – редкий результат простого наблюдения (оно – необходимый, но не достаточный компонент Осознания), поэтому наблюдение не будет далее считаться Осознанием.

4.Осознание.

Процессы 1.-3. связаны с произвольным или непроизвольным вниманием: Осознание отличается от обычного внимания намеренным владением любым объектом из осознаваемого диапазона. Под владением здесь подразумеваются две вещи:

а) Способность достаточно долго сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона, либо на всем диапазоне в целом;

б) Способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона, т.е. совершать намеренное действие.

Введем еще два понятия: инсайт и экран.

Инсайт: замечание диапазонов сознания, ранее недоступных для внимания. Масштабы инсайта могут быть любыми – от внезапного замечания мышечного зажима, до глобальных переживаний отождествления со Вселенной. Инсайт происходит внезапно и может быть лишь косвенно катализирован наркотиком, Грофовской сессией, сеансом психотерапии, комплексом психофизических упражнений и т.п.

Экран: возможность в нужный момент воспроизводить нужное переживание в необходимом объеме.

Согласно определению Осознания, как владения любым объектом из некоторого диапазона, который и считается доступной для Осознания областью, только понятие экран соответствует этому определению; инсайт может превратиться в Осознание, став экраном, а может и не превратиться[6]. Далее, говоря об Осознании, мы будем иметь в виду именно экран.