Смекни!
smekni.com

Лебедько осознание. Мастерство. Психотерапия? (стр. 7 из 26)

Еще одно уточнение касается двойственной природы Осознания. Через всю данную статью проходит определение Осознания, как владения. В действительности, владение – это лишь один аспект Осознания, отражающий его активную (яньскую) составляющую. В настоящем, сквозном Осознании постоянно присутствует и вторая (иньская) составляющая, находящаяся с первой в диалектическом единстве. Эта вторая составляющая – отдавание себя, принятие того, что есть. Без принятия, без отдавания себя Осознание превратилось бы в “сидху”,– корыстное манипулирование собой и миром. С другой стороны, без владения, принятие было бы не полным и у человека не было бы инструмента для полного переживания мира и адекватного реагирования. Принятие без владения может представлять из себя единичный инсайт и последующее понимание, что “все совершенно” (что, к сожалению, часто упрощенно принимается за Осознание).

Для того, чтобы на самом деле принимать Мир в каком–то диапазоне, этот диапазон должен быть развит, проявлен в организме человека, что и осуществляется посредством владения, достигаемого серьезной практикой.

Осознающий человек владеет собой и Миром, как инструмент Духа, полностью отдавшись ему и не имея иных целей, кроме Предназначения.

7. Заключение.

Хочется еще отметить, что приведенная выше картография может быть развита и расширена. Для этого, кроме выделения в организме Пространств, с учетом качества процесса восприятия и сложности уровня его организации, введем понятие Пространственных Объемов – субъективно воспринимаемых и объективно существующих структур, проявляющихся в модели человеческого организма при актуализации в ней законов подобия, пропорциональности, симметрии, фрактальности и некоторых других. В каждом Пространственном Объеме (от макушки до копчика) качество восприятия Мира существенно отличается от качества восприятия в соседних Объемах. Но, если Пространственная модель отражает качественные изменения по уровню сложности воспринимаемых сигналов, то выделение Объемов внутри Пространств отражает различия в качестве самих воспринимаемых сигналов и, соответственно, различия в поведении человека при актуализации у него того или иного Объема.

Построение такой расширенной картографии вряд ли имеет смысл как схема, скорее, как некий ориентир для внутренней работы. Но настоящая внутренняя работа осуществляется не через руководства в статьях и книгах, а через живую передачу.

Для осознающего же человека неважны Объемы и Пространства, Тела и Чакры, каналы и рецепторы, все эти вещи существуют только как игра восприятия, реально существует лишь бесконечная Сфера, центр которой везде а периферия отсутствует, производными энерго-информационными структурами которой и являются все вышеперечисленные объекты восприятия...

-“ Знаешь ли ты, что можешь навечно расширить свои границы в любом из указанных мной направлений ? – продолжал Дон Хуан. – Знаешь ли ты, что одно мгновение может быть вечностью ? – Он смотрел на меня. – У тебя не было раньше этого знания, – сказал он, улыбнувшись.– Теперь я открыл его тебе, но что это изменило ? Пока у тебя все равно не достаточно личной силы. чтобы им воспользоваться. Иначе моих слов хватило бы тебе, чтобы собрать всю свою целостность и направить на прорыв собственных границ...”

(К.Кастанеда “Сказки о силе”))

Глава 2

АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И МИРА: ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП

1. Учебный процесс

...Ты – время по своей текучей сути

И будешь им в любой его минуте...

(Х.Л.Борхес)

Сейчас все чаще можно услышать о том, что новое время требует от современного человека все больших скоростей и ритмов, знаний и навыков. Нужно, дескать, как можно больше успеть, быстрее научиться и т.п. Такие настроения появляются не только в мире индустрии и бизнеса, но и в медицине, психологии, педагогике, а зачастую и среди людей, ориентированных на самопознание.

Для авторов этой книги время все-таки не является некой сущностью, которая ставит какие – бы то ни было условия и чего-то требует. Для нас время – это длящееся бытие, проявленное восприятием, как непрерывный процесс.

И статья эта – о процессе. О процессе постижения себя и мира, в котором присутствует возможность однажды осознать то, что ты как раз самим этим процессом и являешься.

Ту грань жизни, которая позволяет эту возможность проявить и актуализировать, мы будем далее называть обучением или учебным процессом. Подобное определение может показаться слишком абстрактным, ведь в общественном сознании прочно укоренилось представление об обучении, как о совершенно конкретном накоплении знаний и навыков, которые можно использовать для достижения тех или иных целей. Однако переход от этого представления к данному нами определению очень прост – достаточно несколько раз задать вопрос “Зачем?”:

- Зачем тебе учиться математике?

- Чтобы решать сложные задачи.

- Зачем?

- Чтобы написать диссертацию, получить

высокий статус, больше денег и возможностей.

- Зачем ?.....

И тут возможно, скорее всего, два варианта: либо после очередного вопроса “Зачем?” человек окажется “припертым к стене”, недоуменно пожмет плечами и пустится во второй раз по тому же замкнутому кругу объяснений, либо подойдет к невыразимому словесно переживанию самодостаточности своих действий, наполненных совершенно очевидным для него смыслом, независимо от того, направлены эти действия на достижение некой цели или нет. В приведенном выше примере, на вопрос “Зачем тебе учиться математике?” человек, для которого занятия этой наукой наполнены смыслом, может ответить примерно так: – "Да живу я этим!!!”, и прозвучит это так, что и для отвечающего и для спрашивающего будет очевидно, что дальнейшие вопросы “Зачем?” не нужны. Спросите, например, горнолыжника, – зачем он с таким азартом вновь и вновь спускается по крутому склону?

С горнолыжником, пожалуй, понятно, но как же все это применить ко всей жизни в целом? Многие люди бояться даже помыслить, что можно жить не ориентируясь на результат: – "Как же так? А откуда тогда возьмутся энтузиазм и вдохновение? Да человек, у которого нет цели – он ведь и делать то ничего не будет – завалится на диванчик и будет в потолок поплевывать, а то и вовсе превратится в какого – нибудь “бомжа” !...

Но что является результатом всей жизни человека? Чем ее измерить? Числом написанных книг, выращенных детей и посаженных деревьев? Должностью замминистра, количеством добрых или не совсем добрых дел, счетом в банке? Пожалуй, нет, – нельзя измерить жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого ее мгновения. И все мгновения равнозначимы. Вот когда удается человеку это осознать (не умом понять, а жить так начать), тогда жизнь и переживается, как процесс, где каждая минута наполнена до краев. И конкретные свершения в такой жизни происходят и дела до конца доводятся, и книги пишутся, и дети вырастают, даже счет в банке может быть весьма неплохим. Важно то, что человек, ориентированный на процесс жизни, не привязан к плодам своих действий, не зависит от них. Для него главным может быть переживание жизни во всей ее полноте и возможность действовать – совершать поступки.

А по большому счету между процессом и результатом, между смыслом и целью нет особых противоречий: если есть смысл, то найдутся и цели, через которые этот смысл можно раскрывать.

Понятно, что у каждого читателя, особенно у профессионала (психолога, педагога и др.), принадлежащего к той или иной мировоззренческой школе, уже сформировалась своя позиция относительно того, на что ориентироваться – на цель или на процесс. В настоящей статье мы бы не хотели вступать в длительную дискуссию по этому вопросу, для нас важно было заявить свою позицию. Тем, кто заинтересован в подробном разборе данной темы, можно порекомендовать работы [И.Калинаускас “Жить надо !” 1995] и [К.Роджерс “Взгляд на Психотерапию. Становление человека” 1995].

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Довольно просто объявить – “Я буду теперь ориентироваться на процесс!” и предельно сложно жить так. Для того чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас, нужно быть Целостным. О том, что это такое, речь пойдет в следующем параграфе, а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к определению учебного процесса. Итак: Обучение – это то, что дает человеку возможность стать самим собой, проживать каждый момент своей жизни целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами – сущность учебного процесса – актуализация Целостности Человека и Мира.

Любое другое обучение – зачем?...

2. Целостность.

Шар, расширенный до размеров точки,

Может быть всем: каплей, ночью,

Улыбкой ребенка, лучом света,

Просто точкой, которой нету...

(В. Зайцева)

Целостность человека и мира – вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос “Кто Я?”.

Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический[12] опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.


Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:

Да упадет завеса с глаз моих!

Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,