Утверждая обвинительное заключение, прокурор утверждает окончательный вывод в целом по делу, а не по каждому доказательству в отдельности. Мнение участников процесса по отдельным доказательствам в ходе состязательного судебного разбирательства может меняться, в том числе и прокурором, которому п. 7 ст. 246 УПК РФ предоставляется право не только менять своё мнение по отдельным доказательствам, но вообще отказаться от уголовного преследования.
Представляется, что в случаях, когда доказательства, на которые ссылается сторона защиты, совпадают с доказательствами, подтверждающими обвинение, их следует включать как в доказательства, на которые ссылается сторона обвинения, так и в доказательства, на которые ссылается сторона защиты.
«Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение…» (ч. 3 ст. 88 УПК РФ). Если в уголовном деле содержатся сведения, составляющие государственную тайну, то при составлении обвинительного заключения имеется возможность в перечне доказательств указать, что в приведённом конкретном доказательстве содержатся сведения, составляющие государственную тайну, поэтому содержание этих сведений не приводится в обвинительном заключении и хранится в уголовном деле. Обратимся к судебной практике. Так, «Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании 16 ноября 2006 года кассационное представление государственного обвинителя Лабазановой Е.Н. на постановление судьи Томского областного суда от 8 сентября 2006 года, которым уголовное дело в отношении М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 ч. 4 п. «г», 285 ч. 2 УК РФ, возвращено прокурору.
Заслушав доклад судьи А.И. Тонконоженко, мнение прокурора Н.А. Козусевой, полагавшей кассационное представление оставить без удовлетворения, постановление судьи – без изменения, Судебная коллегия установила:
По результатам предварительного слушания судьёй принято решение о возвращении уголовного дела прокурору для вручения обвиняемому копии обвинительного заключения.
В кассационном представлении государственный обвинитель Е.Н. Лабазанова просит об отмене постановления судьи, направлении дела на новое рассмотрение со стадии подготовки к судебному заседанию. По мнению государственного обвинителя, копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому по тем основаниям, что само уголовное дело и обвинительное заключение признаны секретными с установлением грифа «секретно».
Проверив материалы, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия находит постановление судьи законным и обоснованным.
Как видно из материалов, обвиняемый лишь ознакомился с копией обвинительного заключения, но на руки её не получил в связи с установлением грифа «секретно».
Такое ограничение права обвиняемого на защиту противоречит требованиям уголовно-процессуального закона и правильно признано судом существенным нарушением права обвиняемого на защиту.
При таких обстоятельствах и с учётом требований, предъявляемых к обвинительному заключению ст. 220 ч. 1 п. 5 УПК РФ, при составлении обвинительного заключения имеется возможность в перечне доказательств указать, что в приведённом конкретном доказательстве содержатся сведения, составляющие государственную тайну, поэтому содержание этих сведений не приводится в обвинительном заключении и хранятся в уголовном деле.
В кассационном представлении не приведено мотивов относительно того, почему всё уголовное дело и всё обвинительное заключение признано секретным» [26, с. 299].
Если по делу привлечены несколько обвиняемых или обвиняемому вменяется несколько эпизодов обвинения, то перечень указанных доказательств должен быть приведён в отдельности по каждому обвиняемому и по каждому эпизоду обвинения.
В зависимости от особенностей процесса доказывания и специфики конкретного уголовного дела применяются систематический, хронологический и смешанный способы изложения описательно-мотивировочной части обвинительного заключения.
Рассмотрим данные способы.
Систематический способ состоит в изложении фактических обстоятельств уголовного дела в той последовательности, как они имели место в действительности, по стадиям развития преступной деятельности. Этот способ, как правило, применяется в тех случаях, когда по делу имеются прямые доказательства и обвиняемый не отрицает факта совершения, им данного преступления.
Хронологический способ состоит в изложении фактических обстоятельств дела не в той последовательности, как развивалась преступная деятельность, а так, как устанавливалась предварительным расследованием. Данный способ обычно применяется, если по делу нет прямых доказательств, а обвиняемый отрицает свою причастность к совершению преступления.
Смешанный способ состоит в объединении указанных выше двух способов. Он применяется в тех случаях, когда отдельные эпизоды доказываются прямыми, а другие косвенными доказательствами.
Независимо от избранного способа изложения описательно-мотивировачной части обвинительного заключения оно должно быть мотивированным, когда любое положение, выдвинутое в нём, вытекает из материалов дела и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Собранные по делу доказательства приводятся в обвинительном заключении только в том объёме, в каком это необходимо для обоснования и мотивирования того или иного вывода. Отдельные доказательства во избежание перегрузки обвинительного заключения могут и не приводиться, если то или иное положение уже в достаточной мере подтверждено другими, уже приведёнными доказательствами.
Показания обвиняемого хоть и являются рядовым источником доказательств, подлежащих оценке в совокупности со всеми другими доказательствами, обязательно должны быть приведены в обвинительном заключении по каждому уголовному делу. Что является одним из условий обеспечения права обвиняемого на защиту.
Анализ доказательств, на которые ссылается сторона защиты, есть требование полноты, всесторонности, а главное – объективности расследования уголовного дела. И здесь следователь раскрывает содержание каждого обозначенного доказательства.
Сведения, характеризующие личность обвиняемого, в описательно-мотивировочной части приводятся только те, которые могут способствовать прояснению мотива, цели и других моментов совершения преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Анкетные данные в полном объёме приводятся в резолютивной части обвинительного заключения.
После изложения доказательств, подтверждающих обвинение, и доказательств, на которые ссылается сторона защиты, в обвинительном заключении на основании п. 7 ч. 1 ст. 220 УПК РФ указываются обстоятельства смягчающие (ст. 61 УК РФ) и отягчающие наказание (ст. 63 УК РФ). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 73 УПК РФ указанные обстоятельства входят в предмет доказывания по любому уголовному делу. Поэтому включение их в итоговый процессуальный документ стадии предварительного расследования является логическим завершением доказывания этих обстоятельств.
В обвинительном заключении должны быть указаны обстоятельства, предусмотренные п. «и» и «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, так как их наличие влечёт за собой снижение и размера наказания (ст. 62 УК РФ). Перечень обстоятельств, смягчающих наказание, в отличие от перечня обстоятельств, отягчающих наказание, не носит исчерпывающий характер. Поэтому, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ суд при назначении наказания может учесть в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не указанные следователем в обвинительном заключении. В свою очередь перечисление в обвинительном заключении обстоятельств, отягчающих наказание, служит гарантией реализации права на защиту, так как, зная их, обвиняемый и его защитник заблаговременно, могут подготовиться к защите в судебном заседании и оспаривать наличие этих обстоятельств.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключение указываются данные о потерпевшем, о характере и размере вреда, причинённого ему преступлением. Если потерпевшим является физическое лицо, то следует указать полностью его фамилию, имя, отчество, число, месяц, год, место рождения и место жительства. Учитывая, что ст. 42 УПК РФ для потерпевшего – физического лица предусматривает вред трёх видов, следует указать, какой именно имущественный, физический, материальный вид вреда причинён потерпевшему, а также указать его размер.
Если же потерпевшим от преступных действий обвиняемого является юридическое лицо, то следует указывать его точное наименование и юридический адрес, а также характер вреда (вред имуществу или вред деловой репутации) и его размер.
Требование закона об отражении в обвинительном заключении данных о потерпевшем является определённой гарантией права последнего на защиту им своих законных интересов. Наличие таких сведений в обвинительном заключении будет способствовать более полному уяснению объёма причинённого ущерба как конкретной личности, юридическому лицу, так и обществу в целом.
Сведения о личности потерпевшего, его поведении в обществе способствует в отдельных случаях раскрытию мотива совершения преступления, помогает правильно его квалифицировать.
Достаточно полные сведения о потерпевших представляются особенно необходимыми, если объёмом преступления является жизнь, здоровье и половая неприкосновенность потерпевшего.
Аналогично сведениям о потерпевшем в обвинительном заключении необходимо указать и данные о гражданском истце и о гражданском ответчике (п. 9 ч. 1 ст. 220 УПК РФ).