Смекни!
smekni.com

Ба́ба-Яга́ - популярный персонаж (стр. 2 из 2)

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля). 6

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». [5,43]

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» [4. 56] 7

СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения Бабы-Яги: В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами (византийские источники уточню…). Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи).

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Развитие образа в современной литературе

  • Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
  • В сериях комиксов «Хэллбой» Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин. В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки.
  • Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха». Где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в
  • 8
  • повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых — Некрономикон, чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов — Гневом.

Баба-Яга на экране

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:

  • Морозко
  • Драгоценный подарок
  • Кащей Бессмертный
  • Конёк-Горбунок
  • Марья-искусница

(Приложение 3)

В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.

В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.

В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.

В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.

В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.

В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова.

В фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова

Сказки

  • Гуси-лебеди
  • Царевна-лягушка
  • Василиса Прекрасная
  • Марья Моревна
  • Иван-царевич и Белый Полянин
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что 9

Заключение

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.

Литература

1. Афанасьева А.Н. Народные русские сказки – М.: Детская лит., 1992. – 245 с

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

3. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок

4. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа

5. Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»

Приложение 1

Баба Яга

Приложение 2

Избушка на курьих ножках

Приложение 3

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр

Приложения

1. Образ Бабы Яги

2. Избушка на «курьих ножках»

3. Георгий Милляр в образе Бабы Яги

4. Отрывок из сказки «Финист – ясный сокол»

5. Отрывок из сказки «Иван меньшой-разум большой»

6. Отрывок из сказки «Марья Моревна»

7. Отрывок из сказки «Царевна Лягушка»