Под угасанием обычно понимают уменьшение четкости (или прочности) следов памяти с течением времени. Предполагается, что для такого ослабления следов необходимо только время-никакие другие причинные факторы здесь не участвуют. Поэтому мы и называем угасание пассивным. В отличие от гипотезы угасания гипотеза интерференции исходит из того, что причина забывания носит более активный характер, согласно этой гипотезе, четкость следа того или иного элемента убывает в результате поступления в КП новых элементов; таким образом, ослабление следов обусловлено не просто течением времени, а появлением в памяти новой информации.
Было бы нетрудно установить, какая из этих двух гипотез верна, если бы можно было провести следующий опыт. Сначала нужно предъявить испытуемому какой-нибудь элемент. Затем испытуемый должен в течение некоторого времени примерно 30 с (это так называемый "интервал удержания") ничего не делать. "Ничего" следует понимать в абсолютном смысле — никакого повторения (поскольку это способствовало бы поддержанию четкости следа) и никаких размышлений о других вещах (так как при этом в КП могла бы поступить новая информация и возникла бы интерференция). По прошествии 30 с испытуемого попросили бы вспомнить предъявленный элемент. Если он не сможет восстановить его в памяти, это будет говорить в пользу пассивного угасания, так как единственным действующим фактором могло быть протекшее время. Ничто за этот период не могло вызвать интерференции. Если же элемент за это время не был забыт, мы сможем считать этот факт доводом против гипотезы угасания, т. е. в пользу представления об интерференции.
К сожалению, такой идеальный эксперимент неосуществим, так как невозможно представить себе ситуацию, в которой испытуемый не делал бы абсолютно ничего. Однако, как мы увидим позже, предпринимались попытки достичь наибольшего приближения к таким условиям, и результаты оказались довольно противоречивыми.
Прежде чем перейти к рассмотрению этих экспериментов, обсудим более подробно две альтернативные гипотезы. Займемся сначала гипотезой интерференции. Один из вариантов этой гипотезы можно было бы назвать "моделью простых ячеек" или "моделью вытеснения". Согласно этой модели, в КП имеется определенное число ячеек — 7+2(-2). В каждой ячейке помещается одна структурная единица входного материала. При поступлении элементов в КП каждый элемент (структурная единица) занимает одну ячейку. Когда все ячейки будут заполнены и для вновь поступающих элементов не окажется места, старые элементы должны будут куда-то переместиться, чтобы освободить место для новых. В такой модели каждый новый элемент, поступающий в заполненную КП, вытесняет один из находящихся в ней элементов, что и приводит к забыванию последнего. Каждый из содержащихся в КП элементов имеет некоторые шансы, быть вытесненным.
Модель вытеснения представляет интерес в том отношении, что она помотает разъяснить более общую гипотезу, согласно которой забывание информации, хранящейся в КП, обусловлено интерференцией. Одно из следствий этой модели состоит в том, что первые несколько элементов, поступивших в КП, не интерферируют друг с другом. Очевидно, забывания не должно происходить до тех пор, пока в КП не будут заполнены все ячейки: оно начнется лишь тогда, когда число элементов превысит емкость КП. Из модели вытекает еще одно следствие: поскольку каждый элемент (или структурная единица) занимает одну ячейку, которая либо содержит этот элемент, либо нет, каждый элемент либо должен быть полностью удален (в ячейке его не будет), либо целиком останется на месте. Между тем мы знаем, что это не так. Явление акустического смешения слогов (например, названий букв), содержащихся в КП, можно объяснить частичным забыванием этих слогов — стиранием следов отдельных фонем. Если один слог соответствует одной структурной единице, то такого рода частичное забывание несовместимо с моделью простых ячеек.
Нетрудно модифицировать эту простую модель так, чтобы сделать ее совместимой с частичным забыванием. Для этого достаточно предположить, что полнота находящегося в КП элемента может быть различной, т. е. принимать несколько значений: "целиком здесь", "в основном здесь", "осталось немножко", "полностью удален". Видоизменяя модель таким образом мы, в сущности, допускаем, что след данного элемента может быть неодинаково четким, если четкость зависит от полноты информации. В этом измененном виде гипотеза вытеснения постулирует, что новые элементы, поступающие в КП, могут частично вытеснять другие элементы, т. е. могут быть причиной уменьшения четкости их следов.
В модификации нуждается еще одно положение, вытекающее из модели простых ячеек, а именно — что забывание хранящихся в КП элементов происходит только тогда, когда число элементов превышает объем КП. Ведь если забывание возможно лишь после заполнения КП, гипотеза угасания и гипотеза интерференции становятся совместимыми. Чтобы это стало понятным, рассмотрим гипотезу угасания следов с точки зрения теории двойственности памяти: гипотеза угасания приложима только к незаполненной КП, ибо идея об ограниченной емкости КП влечет за собой представление о том, что забывание начинается тогда, когда в КП поступает больше информации, чем она может вместить. Такое забывание нельзя приписывать пассивному угасанию; поэтому речь может идти только о забывании, происходящем тогда, когда количество информации в КП не выходит за пределы объема памяти1. Однако если гипотеза угасания наиболее пригодна для объяснения забывания при отсутствии перегрузки КП, то следует ввести аналогичное ограничение и для гипотезы интерференции. Иными словами, в нашей гипотезе интерференции не должно предполагаться, что забывание информации, хранящейся в КП, возможно только тогда, когда ее количество превышает емкость КП. Ведь иначе между двумя гипотезами не было бы никакого противоречия: гипотеза угасания относилась бы к случаям, когда количество информации меньше емкости КП, а гипотез,а интерференции — к случаям, когда оно больше. Короче говоря, в гипотезу вытеснения необходимо внести еще одну модификацию — нужно допустить, что .интерференция может вести к забыванию содержащейся в КП информации, даже если количество этой информации не превышает объема КП. Иными словами, внесение новых элементов в КП может интерферировать с данным элементом даже тогда, когда в КП достаточно места для всех этих элементов. В таком виде гипотеза интерференции противоречит гипотезе угасания, согласно которой четкость следа данного элемента в КП постепенно снижается, даже если в КП для него достаточно места и в нее не поступает никаких других элементов.
1Это ограничение приложимости гипотезы угасания, диктуемое концепцией ограниченной емкости кратковременного хранилища, несколько отличается от традиционных представлений об угасании. Вне рамок теории двойственности гипотеза угасания применима независимо от того, превышает ли количество забываемой информации объем непосредственной памяти или же оно меньше этого объема. В сущности, объем памяти можно рассматривать как результат угасания. Когда число предъявленных элементов невелико, все их следы могут поддерживаться путем повторения, которое успевает произойти раньше, чем соответствующий след будет полностью стерт; в результате при вспоминании не возникает ошибок. Когда же число предъявленных элементов велико, повторить каждый из них до угасания следа становится невозможным; поэтому некоторые следы угасают, и при воспроизведении возникают ошибки. Таким образом, объем памяти мог бы определяться наибольшим числом элементов, которые могут быть повторены за то время, пока еще ни один след полностью не угас.
Возможны и дальнейшие видоизменения гипотезы интерференции. Некоторые теоретики считают, что интерференция зависит от степени сходства между вновь постутающими в КП элементами и теми, которые в ней уже находятся. Этот вариант можно было бы назвать "интерференцией по сходству" в отличие от простой "интерференции вытеснения", степень которой не определяется сходством между элементами.
Наша новая, пересмотренная гипотеза интерференции состоит в следующем. Каждый хранящийся в КП след обладает известной четкостью. Когда данный элемент только что поступил в КП или повторяется, след его обладает предельной четкостью. Забывание наступает после того, как прочность понизилась настолько, что элемент уже не может быть восстановлен и воспроизведен. Причиной забывания служит поступление в КП новых элементов. Мы можем также допустить, что степень забывания зависит от сходства этих новых элементов с первоначальными. Постепенно, по мерепоступления в КП новых элементов, следы тех элементов, которые находились в ней прежде, угасают (рис. 6.1, А). В отличие от этого гипотеза пассивного угасания утверждает, что забывание определяется только временем, а не интерференцией с другими элементами (рис. 6.1, Б).
Два изображенных на рис. 6.1 графика явно отличаются друг от друга. На одном по оси абсцисс отложена степень интерференции, на другом — время. Для того чтобы выяснить, какая из двух гипотез верна, следует перевести теоретическую (внутреннюю, непосредственно не наблюдаемую) переменную "сохранность следа" в нечто явно выраженное и измеримое. Тогда мы сможем установить, что влияет на эту величину: если действует само время, то мы получаем довод в пользу гипотезы угасания, а если интерферирующие элементы, то в пользу гипотезы интерференции. Мерой, предположительно отражающей сохранность следа, мог бы, например, служить процент правильных ответов в задачах на припоминание. Допустим, что мы предъявляем испытуемому небольшой набор элементов, а затем добавляем ряд элементов, предназначенных специально для создания интерфереяции, после чего просим испытуемого припомнить исходный набор. Если процент правильных ответов снижается в зависимости от числа интерферирующих элементов, то это можно считать доводом в пользу гипотезы интерференции.